Публикуем некоторые рекомендации в целях профилактики саморазрушающего поведения несовершеннолетних.
Часто подростковый возраст ассоциируется с негативизмом, упрямством, безразличием к оценке успехов, с трудностями во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками и, наконец, с саморазрушающим поведением.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа суицидов, а также проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, другим саморазрушающими действиями подростков.
Аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение – это действия, направленные на нанесение прямого или косвенного вреда собственному телесному или психическому здоровью.
Самыми актуальными формами саморазрушающего поведения в подростковой среде являются:
пищевая зависимость (булимия и анорексия) – нарушения пищевого поведения, возникающее из-за особенностей характера человека, его отношения к тому, как его воспринимают окружающие;
аддитивное поведение –злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение;
фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением);
деятельность с выраженным риском для жизни – это экстремальные виды спорта и т.п.;
Как строить общение со своим ребенком-подростком? На что обращать внимание?
Родителям необходимо:
1. Интересоваться жизнью ребенка: какое у него сегодня настроение, что получается и не получается, что любит, с кем в ссоре и т.д.
2. Разговаривать с ребёнком, не навязываясь и не отталкивая его, несмотря на то, что он сам «отталкивается» – для его возраста это нормально.
3. Серьёзно относиться к интересу темой жизни и смерти. «Симптоматичными» могут быть записи в социальных сетях, разговоры, книги, которые ребёнок читает, фильмы, которые он смотрит. При правильном отношении «нездоровый интерес» можно вовремя заметить.
4. Не избегать «тяжёлых» разговоров с ребенком, начиная с самого раннего возраста, когда у него появляются первые вопросы о жизни, о смерти, о ценностях.
Есть стереотип, что подростки всё это обсуждают со сверстниками, а со взрослыми вряд ли захотят делиться. Однако, на самом деле, взрослые им очень нужны, потому что своего опыта ещё не хватает. Но эти беседы не должны превращаться в нравоучения. Кроме того, ребёнок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет отвергнут или наказан. Необходимо показывать подростку, что вы хотите поговорить о чувствах, и что вы не осуждаете его за эти чувства.
5. Больше говорить с детьми об ответственности, которую мы несём за свою жизнь.
6. Донести до своих детей, что их любят и готовы поддержать. «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу», – ребенок должен услышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал – родителям гораздо лучше с ним, чем без него.
7. Поддержать в случае конфликта со значимой для него группой. Родитель может позаботиться о вхождении ребёнка в разные подростковые группы, поддерживая, например, его занятия в спортивной или художественной студии, предлагая организовать регулярные встречи с друзьями из других, неконфликтных ему групп. Если круг общения подростка не замыкается на одноклассниках или соседях по подъезду, ему будет легче пережить проблемы, возникшие в какой-то из групп.
8. Не наказывать за нарушение неустановленных правил. Сначала границы должны быть установлены (например, возвращаться домой не позже десяти часов вечера), прежде чем требовать их соблюдения. Ребёнок должен знать, что приемлемо и что неприемлемо в его поведении, до того, как его призовут к ответственности. Эта предварительная договорённость исключает ошеломляющее чувство несправедливости, которое испытывает ребёнок, когда его наказывают за нечаянные проступки или оплошности.
9. Не требовать от ребёнка невозможного. Вы должны быть уверены в том, что ваш ребёнок действительно в состоянии исполнить то, что вы от него требуете. Не наказывайте его за плохую учёбу, если видите, что у него просто не получается.
ГКУ РД УСЗН в МО «Ногайский район».