Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее Центр), расположенный в городе Кизилюрт, функционирует с 2001 года. За это время мы проделали огромную работу. Достигнув определённых результатов, мы продолжили развиваться, стараясь разнообразить формы и методы предоставления услуг. О них я расскажу чуть позже. Когда мы только начинали свою работу, одной из первых трудностей, с которой столкнулись, было нежелание родителей признавать, что их ребёнок особенный и нуждается в помощи. Они не сразу осознавали, что их ребёнку требуется реабилитация и абилитация. Нам приходилось объяснять им, что раннее вмешательство может дать положительный эффект в динамике развития. Не всегда можно полагаться на такие аргументы, как «наш папа заговорил поздно или начал ходить поздно, видимо, ребёнок пошёл в него». Также мы понимали, что, если у родителей нет времени заниматься ребёнком из-за других проблем, это может стать серьёзным препятствием на пути к восстановлению.
Ведь мы с радостью делимся информацией о нашей работе со всеми желающими. Для всех, кто хочет узнать больше о нашем Центре, мы организовываем ознакомительные экскурсии. Ежегодно мы проводим «Родительские собрания», «Беседы и лекции в учебных организациях», а также «День открытых дверей», на который приглашаем учащихся школ, студентов. Совместные культурно массовые мероприятия помогают в предоставлении социально-культурной реабилитации. Это позволяет нашим детям социализироваться, а другим лучше понять, чем мы занимаемся. Ведь, как говорится, «предупреждён — значит вооружён».
Итак, какие же услуги мы предлагаем, помимо социально-культурной реабилитации, о которой я уже говорили:
1. Социально-медицинские услуги.
В нашем центре предлагаются разнообразные социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья:
* массаж;
* парафинно-озокеритные аппликации;
* физиотерапевтические процедуры, такие как магнитотерапия, амплипульс, СМТ, ингаляции и электросон;
* микрополяризация;
* лечебная физкультура с использованием детских тренажеров, тренажера Гросса и иппотренажера.
Медицинский персонал центра стремится расширить спектр услуг, мы бы очень хотели, добавив войта-терапию и барокамеру. Однако пока это лишь планы на будущее.
Наши врачи, среди которых невролог, ортопед и педиатр, проводят осмотры, результаты которых влияют на составление индивидуальной программы реабилитации. Они также консультируют родителей подопечных и работников Центра, на приеме, выступая с докладами, лекциями и участвуя в семинарах.
2. Социально-психологические и педагогические услуги.
В нашем центре работают психологи, логопеды и специалисты по работе с семьей, которые предоставляют широкий спектр социально-психологических и педагогических услуг:
* логопедические и психологические занятия;
* педагогические коррекционно-развивающие занятия;
* трудотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия;
* социально-бытовая и средовая адаптация;
* нейропсихологические игры с мячом.
При поступлении ребенка в течение трех дней проводится диагностика специалистами. Используются эмпирические методы, такие как наблюдение и опрос, а также организационные методы, включая лонгитюдный и сравнительный.
Которая необходима для:
Разработки индивидуальных программ ранней помощи ребёнку и его семье. На основе анализа результатов диагностики и запроса родителей определяются основные направления, содержание, специальные условия, методы и сроки реализации программы.
Консультирование родителей по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребёнка с особенностями развития.
Обучение членов семьи навыкам ухода, коммуникации, развития и воспитания ребёнка, исходя из его особенностей.
Поддержка развития ребёнка в основных областях: физическое развитие, познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, в том числе самообслуживание.
Чтобы обеспечить раннее выявление и абилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, наши специалисты конечно же должны обладать глубокими знаниями о развитии всех сфер ребёнка в процессе взросления и возможных причинах их нарушений. Для этого специалисты регулярно участвуют в семинарах, проходят онлайн-курсы, выступают с докладами и проводят открытые занятия, где обмениваются опытом и информацией. Это позволяет нам предоставлять комплексный междисциплинарный подход к оказанию услуг. В работе каждый специалист использует опыт своих коллег, в частности педагогический, психологический, медицинский, логопедический. Чтобы избежать ситуации, когда специалисты, как персонажи басни Крылова «Лебедь, рак и щука», тянут в разные стороны, мы организовали консилиум. Его цель — выявить у детей нарушения в развитии и помочь их родителям составить углублённую программу развития. В состав консилиума входят врачи, психологи и логопеды, что позволяет нам выбрать оптимальное направление работы с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В процессе консилиумов, лекций и открытых занятий специалисты нашего Центра делятся своими методиками, что помогает нам обеспечить плавный переход от одного специалиста к другому, создавая для детей комфортные условия.
3. Услуги по социально- средовой и социально -бытовой адаптации.
Специалисты по работе с семьей так же практикуют домашнее визитирование, с помощью которого выявляются средовые проблемы конкретной семьи и даются рекомендации по организации доступного пространства для ребёнка с ОВЗ.
В настоящее время мы стремимся создать все необходимые условия для полноценного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в так называемых естественных жизненных ситуациях (ЕЖС). Создание такой среды способствует формированию и закреплению жизненно важных навыков.
Чтобы успешно реализовать естественные жизненные ситуации, следует учитывать несколько важных факторов:
1. **Навыки ребёнка**. Важно, чтобы у ребёнка уже были сформированы определённые умения и способности, которые помогут ему адаптироваться в новых условиях.
2. **Окружающая среда**. Необходимо обеспечить наличие всех необходимых предметов и создать благоприятную обстановку для развития ребёнка.
3. **Сотрудничество**. Специалист Центра согласовывает свою программу с родителями ребенка с учетом возможностями ребёнка, чтобы помочь ему освоить новые навыки.
Позвольте привести несколько примеров типичных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются дети младшего возраста и с которыми мы работаем по запросу родителей:
* Просыпание, засыпание и сон;
* Смена подгузника или посещение туалета;
* Одевание и раздевание;
* Еда и питье;
* Прогулки;
* Игры, как одиночные, так и совместные;
* Перемещение в помещении или на улице;
* Выход из дома и возвращение;
* Умывание или купание;
Естественные жизненные ситуации создают идеальные условия для приобретения и тренировки новых навыков у детей раннего возраста. Они повторяются несколько раз в течение дня, предсказуемы, функциональны и имеют большое значение
Задача специалиста по работе с семьей — научить родителей организовывать среду для ребёнка так, чтобы это способствовало развитию и закреплению навыков, а также поддерживать родителей и в случаях возникших трудностей.
В процессе реабилитации мы используем несколько методов:
Когнитивный - направлена на развитие мышления, памяти, внимания и логики. Эта методика активно применяется психологами, логопедами и педагогами. Чтобы повысить эффективность этой методик, мы используем разнообразные дидактические материалы, которые легко найти в повседневной жизни. Кроме того, мы приобрели интерактивное оборудование: «Умное зеркало» и «Песочницу».
Двигательный - направлены на развитие мелкой и крупной моторики, что, в свою очередь, способствует полноценному развитию когнитивных функций. Мы используем разнообразные дидактические материалы для создания комфортной среды, в которой дети могут активно двигаться и получать новые знания. Особенно детям нравятся занятия с использованием интерактивного оборудования «Играй и развивайся».
Телесно-ориентированный метод, когда телом ребёнка управляет специалист, показывая, как он должен сделать то или иное движение. Таким образом нарабатываются нужные связи в мозге, и ребенок впоследствии сможет сделать то же самое самостоятельно.
Метод сенсорной интеграции представляет собой уникальный подход, который задействует сразу несколько органов чувств. Благодаря этому у детей появляется возможность изучать окружающий мир, используя разные сенсорные каналы. Мозг активно анализирует и синтезирует полученные ощущения, создавая целостный образ предмета или явления. На занятия с использованием данной методики дети не только видят, но и могут потрогать, помыть, понюхать, получить информацию о том, как и где растут фрукты и овощи. Они могут найти отличия по цвету, форме, текстуре и вкусу. Кроме того, этот метод способствует развитию речи. Координация различных сенсорных систем на занятиях позволяет достичь высоких результатов в развитии детей.
Итак, благодаря междисциплинарному подходу и объединению различных методик на коррекционных занятиях, мы помогаем особым детям достичь более быстрого и качественного результата.
Ну а с родителями в процессе консультативной работы, в которой специалисты дают направление совместной работы по прохождению курса реабилитации как в нашем учреждении, так и за его пределами. Мы советуем развить в себе и в детях устойчивость.
Устойчивость - «универсальная способность, которая позволяет человеку, группе или обществу предотвратить, минимизировать или свести на нет пагубные последствия трудной ситуации» (Эдит Гротберг).
Гротберг заявила, что маленьким детям необходимо развивать устойчивость к преодолению различных жизненных невзгод. Она считает, что они не могут достичь этого в одиночку, им нужны взрослые, которые способствуют жизнестойкости. И мы с этим мнение согласны.
Модель жизнеспособности Э.Гротберг
У меня есть | Я являюсь | Я могу |
Доверительные отношения | Привлекательным | Общаться |
Правила дома | Любящим | Решать проблемы |
Образцы для подражания (ролевые модели) | Обладающим чувством собственного достоинства | Управлять своими чувствами |
Поощрение самостоятельности | Независимым и ответственным | Оценивать свой характер и характер других |
Доступ к услугам учреждений, служб и организаций | Исполненным надежды, веры, доверия | Искать доверительные отношения |
В свете этой модели я хочу сказать, что у нас с вами есть задача, желание и знания, и мы готовы помочь.
Спасибо всем за внимание.
Омарилова Эльза Абдурахмановна