В марте 2022 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках реализации Национальной социальной инициативы (НСИ) запустило проект, направленный на вовлечение бизнеса в создание доступной среды, продуктов, сервисов, услуг для людей с инвалидностью.

На текущий момент в России проживает более 11 миллионов людей с инвалидностью, лишь 17% из которых не испытывают трудностей при приобретении товаров или получении услуг. Исходя из данных исследования, проведенного Агентством совместно с НАФИ, бизнес недополучает порядка 5 млрд рублей в месяц из-за того, что не адаптирует товары и услуги под потребности людей с инвалидностью.

«По-настоящему инклюзивная среда позволяет гражданам с инвалидностью вести обычную жизнь, то есть получать образование, работать, устраивать свой досуг, иметь доступ ко всем необходимым сервисам и услугам. В свою очередь, для бизнеса это возможность привлекать новых клиентов и, как следствие, быть успешнее конкурентов», - отметила Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

Проект формирует сообщество инклюзивного бизнеса, присоединиться к которому может любая компания, уже реализующая инклюзивные проекты или только планирующая начать этот процесс.

Сегодня сообщество «Открыто для всех» насчитывает более 170 участников, в числе которых ОАО «РЖД», ПАО «ВымпелКом» (бренд «билайн», ГК «Магнит», ООО «Агроторг» (Пятёрочка), СИБУР и многие другие.

Также в рамках проекта «Открыто для всех» проводится Всероссийский отбор инклюзивных практик. В 2023 году компании, реализующие инклюзивные проекты, могут заявить о них в 5 номинациях:

·        Универсальный дизайн – номинация посвящена практикам, направленным на дизайн предметов, программ и услуг таким образом, чтобы они стали максимально пригодными к пользованию всеми людьми, без необходимости адаптации

·        Инклюзивное образование – отбор практик по обучению, воспитанию и развитию, при котором все дети и взрослые, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в систему непрерывного образования

·        Инклюзивное лидерство – это практики, реализованные людьми с инвалидностью, которые могут быть полезны и интересны всем жителям страны

·        Корпоративная политика – номинация направлена на отбор практик, которые посвящены внутренней организационной культуре компаний, где люди с инвалидностью являются одной из корпоративных ценностей

·        Инклюзивные IT-решения – новая номинация отбора. К участию в ней приглашаются практики, направленные на создание IT-решений, расширяющих доступность цифровых товаров, услуг или сервисов для людей с инвалидностью, в том числе развитие инструментов для адаптации сайтов и других цифровых сервисов под их потребности

Ссылка на документы!

Практики, получившие высокую экспертную оценку, будут отмечены специальной премией, а также размещены на платформе «Смартека» и рекомендованы к тиражированию.

Скрипт для партнеров

АСИ реализует инклюзивный проект «Открыто для всех», направленный на создание доступной среды, продуктов, сервисов и услуг для людей с инвалидностью.

Основная цель проекта – создание условий для интеграции людей с инвалидностью в активную социальную и экономическую жизнь путем формирования инклюзивного сообщества, состоящего из представителей бизнеса, некоммерческих организаций, а также тиражирование лучших инклюзивных практик и создание мер поддержки инклюзивного бизнеса.

Основными элементами реализации Проекта являются:

·                    Национальный инклюзивный договор (НИД) – публичное принятие коммерческими компаниями и НКО обязательств внедрять в свою работу инклюзивные практики и создавать безбарьерную среду;

Компания должна подписать Национальный Инклюзивный договор для вступления в сообщество, который является манифестом от компании о важности и намереньях развития товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью. НИД не является договором в стандартном смысле этого слово. В данном заявлении CEO компании обозначается несколько важных пунктов перед общественностью, таких как:

1.                  Проблематика и актуальность для компании тематики предоставления товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью.

2.                  Текущая деятельность компании (если она есть) для обеспечения предоставления товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью или иная деятельность в сфере инклюзии.

3.                  Намеренья компании о реализации инклюзивных практик, адаптации или создании товаров, сервисов или услуг для людей с инвалидностью. Данные намеренья рассчитаны на ближайший год от подписания НИД.

·                    Всероссийский отбор лучших практик по предоставлению и адаптации товаров, услуг и сервисов, включающих трудоустройство и обучение, для людей с инвалидностью, формирование реестра практик предоставления таких товаров и услуг, дальнейшее их тиражирование и масштабирование в Российской Федерации;

·                    Акселерационная программа по организации внедрению инклюзивных практик и созданию инклюзивной среды на российских предприятиях;

·                    Реализация региональной модели «Открыто для всех» с целью вовлечения регионального бизнеса и НКО, а также развития региональной инклюзивной повестки.

Подписать договор и присоединиться к инклюзивному сообществу «Открыто для всех» может любая компания. Договор уже подписали ОАО «РЖД», ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), Студия Артемия Лебедева, Пятерочка, ПАО «Магнит», ПАО «СИБУР Холдинг», Перекресток, ГК Самолёт, НОСТРОЙ и другие компании, представляющие различные отрасли.

Ознакомиться с имеющимися практиками или поделиться своей можно на сайте платформы обмена практиками “Смартека”: smarteka.com/

Ознакомиться с программой “Открыто для всех”: открытодлявсех.рф/

Часто задаваемые вопросы (FAQ):

1.                  Что нам даст присоединение к сообществу? Какие преимущества получит наша компания?

ü    меры поддержки и поощрения инклюзивного бизнеса на государственном и региональных уровнях;

ü    новая аудитория/сегмент для бизнеса;

ü    корпоративная социальная ответственность;

ü    уже готовые инклюзивные практики для вашего бизнеса;

ü    поддержка по внедрению инклюзивных практик со стороны агентства, обучающие программы подготовки персонала для работы с людьми с инвалидностью;

ü    PR, информационная поддержка;

ü    тиражирование практик в регионы;

ü    нетворкинг, коллаборации с партнерами, мероприятия и встречи участников сообщества.

2.                  Какие обязательства накладываются на нашу компанию?

Подписание договора происходит в одностороннем порядке. Мы не контролируем результат вашей деятельности и не запрашиваем в строгом порядке отчетность о проделанной работе. Всё происходит на добровольной основе. Вы сами прописываете условия и выполняете их, мы помогаем с продвижением и развитием новых практик.

Дополнительные вопросы для компаний, особенно не занимающихся инклюзией:

В чем актуальность проблематики людей с инвалидностью? 

Проблема создания полноценной инклюзивной среды для людей с инвалидностью привлекает все большее внимание и находится в фокусе дискуссий как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран.

С одной стороны, причина этого – увеличивающееся число людей с инвалидностью в мире. С другой – рост правового самосознания самих ЛСИ и осознанности мирового сообщества. Ускоряющиеся темпы цифрового развития, в свою очередь, все больше способствуют превращению мира в единое информационное пространство и предоставляют ЛСИ множество каналов и возможностей для того, чтобы они могли заявлять о себе, своих потребностях и интересах и были услышанными на всех социальных уровнях и во всех точках планеты. 

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблема инвалидности затрагивает более 1 млрд человек в мире, что составляет около 15% населения. При этом 190 млн (3,8%) из них испытывают значительные функциональные ограничения, нуждаясь в медицинских услугах. Число людей с инвалидностью ежегодно растет в связи увеличением распространенности хронических заболеваний и старением населения.

Россия на сегодняшний день не входит в число стран-лидеров по уровню инклюзии, адаптированности среды к потребностям ЛСИ. Около 11 миллионов людей с инвалидностью и для 74% опрошенных людей с инвалидностью приобретение товаров и услуг связано со сложностями и барьерами.

В немалой степени это связано, в частности, с низкой информированностью представителей бизнеса об объемах упущенной выгоды из-за неполной доступности их товаров и услуг для граждан с инвалидностью, а также о тех возможностях, которые они теряют, не принимая на работу сотрудников с ограничениями здоровья.

Какая упущенная выгода может быть для бизнеса из-за неполной доступности товаров и услуг для людей с инвалидностью?

Бизнес недополучают деньги от большого количества людей с инвалидностью и их семей. АСИ провели исследование совместно с аналитическим центром НАФИ, в котором опросили бизнес, людей с инвалидностью, экспертов по доступной среде и провели ряд оценок.

Так учитывая численность представителей различных типов инвалидности и доли выразивших готовность пользоваться услугами в исследуемых сферах в случае их адаптации к потребностям ЛСИ, можно заключить, что в среднем сфера услуг недополучает 4,8 млрд рублей ежемесячно в силу недостаточного уровня инклюзии.

Если оценивать уровень спроса на различные товары и услуги с позиции самих клиентов с инвалидностью, можно констатировать факт: спрос на различные товары и услуги со стороны ЛСИ наблюдается практически во всех сферах бизнеса.

Так, за последние 12 месяцев среди участников исследования из числа ЛСИ наблюдается спрос прежде всего на товары и услуги сфер ежедневной, бытовой необходимости.

Подавляющее большинство ЛСИ совершали покупки в розничных магазинах (91%). На товары и услуги сферы розничной торговли ЛСИ тратят больше всего средств (в среднем около 17 тыс. рублей в месяц).

В ТОП-3 самых востребованных вошли товары и услуги индустрии здоровья и красоты (пользуются 81% ЛСИ) и финансовой сферы (80%). Популярными среди клиентов с инвалидностью оказались также услуги цифровых сервисов (75%) и коммерческого транспорта (71%).

Но когда мы опросили предпринимателей, практически каждый второй предприниматель убежден, что среди всех четырех категорий ЛСИ нет спроса на услуги и товары его компании (44-59% отметили полное отсутствие спроса, еще 9-14% указали на частичное отсутствие спроса среди людей всех групп инвалидности). По мнению участников исследования, наименьший спрос наблюдается среди людей с инвалидностью по зрению и с ментальными нарушениями.

Другими словами, со стороны ЛСИ есть спрос на товары и услуги различных компаний, однако, многие представители российского бизнеса не знают о его существовании и наличии этих клиентов, поскольку не изучали данный вопрос.

Несмотря на существующее мнение о том, что ЛСИ не так интересны бизнесу из-за их низкой платежеспособности, по оценкам предпринимателей, чеки клиентов с инвалидностью и чеки клиентов без инвалидности являются практически одинаковыми. Почти две трети участников исследования из числа представителей бизнеса (61%) подтвердили, что их клиенты с инвалидностью тратят столько же денег на покупку товаров или услуг, сколько и люди без особенностей здоровья.

Вопросы про трудоустройство ЛСИ; ряд вопросов про сложности в доступности среды, адаптации рабочего пространства и условий труда.

Как показало исследование, только лишь 23% ЛСИ не заинтересованы в поиске работы или подработки. Конечно, с учетом текущей системы предоставление помощи ЛСИ система не предусматривает мотивацию для ЛСИ трудоустраиваться и искать работу, так как большая часть субсидий не распространяется на работающих ЛСИ вне зависимости от того, как много зарабатывает человек. Мы осознаем это и в рамках нашего Инклюзивного проекта хотим изменить и это, но я думаю мы вернемся к этому позже.

Если смотреть со стороны работодателя, каждый второй работодатель полагает, что процесс трудоустройства сотрудника с инвалидностью сложнее, чем трудоустройство сотрудников без ограничений по здоровью (49%). Однако более четверти опрошенных не видят значимой разницы (27%).

При этом представители компаний, обладающие опытом найма ЛСИ, чаще отмечают, что процесс трудоустройства такого сотрудника идентичен традиционной процедуре и не вызывает значительных сложностей (36% против 24% среди компаний, в которых нет сотрудников с инвалидностью).

Что касается адаптации пространства и условий труда, выбор пути создания комфортной среды для сотрудников с инвалидностью отличается в зависимости от размера предприятия. Работодатели, чьи компании относятся к среднему сегменту, чаще других идут по пути частичных мер обеспечения комфорта для ЛСИ – адаптируют рабочее место сотрудника с инвалидностью (48%), в то время как представители крупного бизнеса чаще отмечают, что занимаются адаптацией общего пространства компаний (44%).

Если смотреть финансовую сторону адаптации рабочего места, то в средняя сумма адаптации рабочего места под потребности ЛСИ составляет около 250 тысяч рублей. Суммы значительно варьируются в зависимости от размера отрасли компании. Так, например, самая высокая стоимость создания комфортного рабочего места для ЛСИ характерна для отрасли «транспортировка и хранение» (356 364 руб.), а также для сферы торговли (347 008 руб.). Самый низкий уровень затрат наблюдается в компаниях, ведущих административную (128 538 руб.) и научную, профессиональную деятельность (127 333 руб.).

Бизнес, которые еще не имел опыта по трудоустройству ЛСИ, сталкивается с практическими вопросами по тому как вести себя с ЛСИ в рамках рабочего процесса, как адаптировать пространство, как менять и нужно ли менять внутренние бизнес процессы. Это также заложено в проект «Открыто для всех».