Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы образовательных учреждений и системой реально действующих мотивов молодежи.

Главное в формировании мотивационной сферы молодого поколения не в том, что оно формально овладело моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества,  нормах и правилах поведения, а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого человека по отношению к своему будущему.  

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть «диагностическим». При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями.

 В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в Вооруженных Силах. С каждым годом совершенствуется вооружение и  военная техника, что часто приводит к увеличению физиологической и психологической нагрузки человека. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.

 В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой. Низкое качество личного состава, заключающего контракт о прохождении военной службы, объясняется в первую очередь не плохим профессиональным отбором, а малым количеством кандидатов. Поэтому сегодня требуется центр тяжести перенести с количественного подхода (профессионального отбора) в сторону качественного (профессиональной ориентации).

Однако, несмотря на важность затрагиваемой проблемы, приходиться признавать тот факт, что проводимая в этом направлении работа явно недостаточна, что и послужило поводом выбора данной темы.

Военно-профессиональное консультирование проводится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовленности, а также исходя из требований, предъявляемых к человеку различными видами воинской деятельности. Его цель — на основании определения профессиональной направленности молодого человека предоставить ему рекомендацию о выборе военной профессии, воинской должности, специальности, военного образовательного учреждения профессионального образования.

Широкие возможности по внедрению новых форм и методов военно-профессиональной ориентации при работе с учащейся молодежью предоставляют радио-, видео-, компьютерные информационные технологии, которые также необходимо учитывать преподавателям в своей деятельности.

Осуществляя выбор конкретных средств, больше внимания следует уделять игровым формам, тренингам, видео- и компьютерной информации, посещению воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования, созданию клубов, кружков военно-профессиональной направленности, а также использовать и другие формы внеурочной работы с молодежью.

Действенной формой организации военно-профессиональной ориентации учащихся является привлечение к ней преподавателей-предметников образовательных учреждений, должностных лиц военных комиссариатов, воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования, государственных и общественных структур, средств массовой информации.

Мероприятия по военно-профессиональной ориентации учащихся должны быть тесно связаны с военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые в образовательном учреждении мероприятия по военно-патриотическому воспитанию молодежи будут способствовать формированию и военно-профессиональной направленности учащихся (военно-спортивные игры, дни призывника, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих, посещения воинских частей и др.).

Основными формами военно-профессиональной ориентации учащихся являются: военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация.

Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.

Составными частями военно-профессионального просвещения являются: военно-профессиональная информация, военно-профессиональная агитация и военно-профессиональная пропаганда.

Военно-профессиональная информация направлена на ознакомление граждан с миром военных профессий, различными видами воинского труда, военно-учетными специальностями, требованиями к индивидуальным качествам военного специалиста, особенностями подготовки, родственными гражданскими специальностями, возможностями духовного и физического развития граждан в процессе военной службы.

Военно-профессиональная агитация призвана ориентировать учащихся на овладение теми военно-учетными специальностями, в которых у Вооруженных Сил существует потребность. Ее задача — воздействуя на сознание и настроения молодежи с целью привлечения ее к активному овладению основами военной службы и военно-учетными специальностями, вызвать интерес, сформировать положительное отношение к военной службе на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.

Военно-профессиональная пропаганда направлена на разъяснение и обоснование знаний, идей о святости долга по защите Отечества, почетности военной службы, жизненной необходимости личного участия в судьбе Родины, в обеспечении ее военной безопасности, безопасности своих родных и близких, на формирование осознанного стремления к прохождению военной службы и овладению военной специальностью. Военно-профессиональная пропаганда направлена также на распространение знаний о содержании и методах военно-профессиональной ориентации среди преподавателей образовательных учреждений, родителей, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта работы с учащимися по формированию готовности к осознанному, обоснованному выбору военной профессии, воинской должности.