Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от нее зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Основными проблемами профориентационной работы являются:

-  Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.

-   Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.

-   Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.

-   Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и ее проблемам.

-  Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.

-   Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения. На практике же все держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всем желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.

-     Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.

-    Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.

-   Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учетом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определенных профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

       Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьезную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

Профильное обучение, направленное на выявление

талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда

-     Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих

-    Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности

-   Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования

-   Привлечение самого широкого круга социальных партнеров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

- Наиболее вероятным путем к увеличению актуальности и роли профориентации в РФ должно стать увеличение степени вовлеченности соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами

-  Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.

-  Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учетом индивидуальных характеристик путем профессиональной пропаганды.

-  Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, и помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Ведущий инспектор по профконсультированию

ГКУ РД ЦЗН в МО   «г.Кизилюрт»  -  Х.З.Тагирова