Заикание – это расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции.

СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ

 судороги (дифференцируются по форме на тонические, клонические, смешанные и по локализации на дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные);

 сопутствующие движения;

 нарушение дыхания;

 логофобия;

 степень болезненной фиксации на дефекте;

 речевые и неречевые уловки;

 особенности коммуникативного акта и речевой деятельности в целом;

 особенности общего и речевого поведения, деятельности.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Это прежде всего своеобразное использование языковых средств, которое включает:

 трудности формулирования мысли;

 подбора слов для их адекватного выражения;

 наличие логически и синтаксически незавершенных фраз;

 наличие некорректируемых ошибок (неправильное согласование слов в предложении и пр.);

 трудности удержания замысла высказывания, его недостаточная связность;

 нарушение последовательности изложения высказывания и др.

У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, данные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

• соблюдение режимных моментов;

• правильное питание;

• избегание соматических и психических перегрузок;

• создание благоприятного эмоционального климата в семье;

• читать литературу соответствующую возрасту ребенка;

• согласованные единообразные воспитательные воздействия;

• развивать произвольность поведения и деятлеьности;

• соблюдать правила речевого общения с ребенком: речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой; речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами; речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций; ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом; ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Языковые средства. 

• Выстраивать весь процесс коррекционной работы с учетом состояния речи (этапа работы над речью);

• Самостоятельная речь с первых этапов работы над речью;

• Овладение высказываниями различными по: полноты; во времени; степени ситуативности;

• При наличии несформированности средств языка проводить целенаправленную работу по их формированию;

• Предусмотреть организацию взаимодействия в рамках различных моделей общения;

• Использовать наглядность как средство опоры в становлении навыков плавной речи;

• Максимально раздвинуть границы коррекционного процесса (логопедические занятия, занятия предметного и коррекционного курсов, дополнительное образование);

• Предусмотреть целенаправленную работу над внеречевыми процессами.