Заикание – это расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции.
СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ
судороги (дифференцируются по форме на тонические, клонические, смешанные и по локализации на дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные);
сопутствующие движения;
нарушение дыхания;
логофобия;
степень болезненной фиксации на дефекте;
речевые и неречевые уловки;
особенности коммуникативного акта и речевой деятельности в целом;
особенности общего и речевого поведения, деятельности.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Это прежде всего своеобразное использование языковых средств, которое включает:
трудности формулирования мысли;
подбора слов для их адекватного выражения;
наличие логически и синтаксически незавершенных фраз;
наличие некорректируемых ошибок (неправильное согласование слов в предложении и пр.);
трудности удержания замысла высказывания, его недостаточная связность;
нарушение последовательности изложения высказывания и др.
У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, данные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
• соблюдение режимных моментов;
• правильное питание;
• избегание соматических и психических перегрузок;
• создание благоприятного эмоционального климата в семье;
• читать литературу соответствующую возрасту ребенка;
• согласованные единообразные воспитательные воздействия;
• развивать произвольность поведения и деятлеьности;
• соблюдать правила речевого общения с ребенком: речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой; речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами; речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций; ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом; ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Языковые средства.
• Выстраивать весь процесс коррекционной работы с учетом состояния речи (этапа работы над речью);
• Самостоятельная речь с первых этапов работы над речью;
• Овладение высказываниями различными по: полноты; во времени; степени ситуативности;
• При наличии несформированности средств языка проводить целенаправленную работу по их формированию;
• Предусмотреть организацию взаимодействия в рамках различных моделей общения;
• Использовать наглядность как средство опоры в становлении навыков плавной речи;
• Максимально раздвинуть границы коррекционного процесса (логопедические занятия, занятия предметного и коррекционного курсов, дополнительное образование);
• Предусмотреть целенаправленную работу над внеречевыми процессами.