Министерство труда и
социального развития
Республики Дагестан

горячая линия

(8722)64-15-04


Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

Доклад об итогах проведения независимой оценки качества организаций социальной сферы Республики Дагестан в 2017 году

В настоящее время в Республике Дагестан сформирована вся нормативная правовая база для проведения независимой оценки качества работы государственных учреждений социальной сферы Республики Дагестан (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования) (далее – независимая оценка качества), которая определяет порядок и процедуры ее проведения, обязанности уполномоченных органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование независимой оценки качества работы государственных учреждений Республики Дагестан и органов местного самоуправления (далее – уполномоченные органы), общие критерии и показатели оценки качества оказания услуг.
Кроме того, в целях организации системной и скоординированной работы уполномоченных органов и оперативное управление соответствующими мероприятиями, объединенных общей целью, обеспечения управляемости проведения независимой оценки качества и выработки единых методологических подходов и требований при проведении независимой оценки качества  под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан А.Ш.Карибова проведены 4 совещания (в марте, апреле, июне и августе 2017 года) с представителями уполномоченных органов исполнительной власти Республики Дагестан в соответствующих сферах деятельности и органов местного самоуправления, а также принят приоритетный проект развития Республики Дагестан  «Организация и проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, охраны здоровья, культуры и образования».
В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказываемых населению услуг уполномоченными органами созданы общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг, утверждены положения о них, определены операторы по сбору и обработке информации,  а также  перечень организаций социальной сферы, подлежащих такой оценке в 2017 году, и состоящий из 3 126 государственных и муниципальных организаций социальной сферы.
В этой связи, отмечаем об исполнении поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 11 января 2017 года №Пр-161 (подпункт «а» пункта 4 Перечня поручений) в части обеспечения 100-процентного охвата организаций социальной сферы Республики Дагестан независимой оценкой качества. 
Также, в целях информационного сопровождения проведения независимой оценки качества, на официальных сайтах уполномоченных органов созданы специальные разделы. В этих разделах размещаются информация о ходе проведения независимой оценки качества, перечень организаций, подлежащих такой оценке в соответствующем периоде, сведения об общественном совете и его деятельности, а также результаты независимой оценки качества.
По состоянию на 19 октября 2017 года независимая оценка качества, включая проведение сводного описания результатов указанной оценки, сводного описания предложений по улучшению качества оказания услуг,  формирование рейтингов организаций, завершены в отношении 3 126 организаций социальной сферы Республики Дагестан (100 проц.), в том числе:
в сфере социального обслуживания – в отношении 78 организаций социального обслуживания населения, что составляет 100 проц. от общего количества организаций социального обслуживания населения Республики Дагестан, подлежащих независимой оценке качества в 2017 году;
в сфере охраны здоровья – в отношении 38 государственных медицинских организаций, что составляет 100 проц. от общего количества медицинских организаций Республики Дагестан, подлежащих независимой оценке качества в 2017 году;
в сфере образования – в отношении 2 477 образовательных организаций, что составляет 100 проц. от общего количества образовательных организации Республики Дагестан, подлежащих независимой оценке качества в 2017 году;
в сфере культуры – в отношении 533 организаций культуры, что составляет 100 проц. от общего количества организаций культуры Республики Дагестан, подлежащих независимой оценке качества в 2017 году.
Указанная оценка проводилась посредством опроса (анкетирования) получателей услуг (общественного мнения), анализа мнений экспертов, а также открытых источников информации.
Результаты проведенной независимой оценки качества указывают на необходимость повышения качества предоставления услуг организациями социальной сферы по следующим основным направлениям:
проведение работ по улучшению доступности организаций социальной сферы для всех категорий граждан, в том числе для маломобильных и передвигающихся на креслах-каталках; 
редактирование информации об организациях социальной сферы, размещенной на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.bus.gov.ru:
обеспечение размещения на официальных сайтах организаций социальной сферы полной и актуальной информации в соответствии с требованиями к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте организации социальной сферы (поставщика услуг) в сети «Интернет»;
улучшение  условий предоставления услуг, в том числе условий проживания; оснащение помещений организаций социальной сферы мебелью, мягким инвентарем; оперативно решать возникшие вопросы получателей услуг; повышение качества проводимых мероприятий, имеющих групповой характер;
проведение обучающих семинаров с сотрудниками, непосредственно работающими с клиентами, направленных на повышение доброжелательного и вежливого общения, а также более чуткому отношению к их просьбам и пожеланиям.

Итоги проведения независимой оценки качества 
в сфере социального обслуживания

В целях определения степени удовлетворения качеством предоставляемого социального обслуживания был проведен выборочный опрос получателей услуг, который показал, что клиенты учреждений удовлетворены качеством предоставляемых услуг.
Всего в рамках проведения мероприятий по независимой оценке качества работы учреждений опрошено 3 096 получателей социальных услуг (их представителей).
В целом, доля получателей социальных услуг, которые были удовлетворены предоставленными услугами, достигает 98,0 %.
Почти 100 % получателей услуг отметили, что удовлетворенны качеством проводимых мероприятий, имеющих групповой характер. Столько же - графиком посещений их родственниками; конфиденциальностью предоставления социальных услуг; санитарным содержанием санитарно-технического оборудования, в то же время только 88 % получателей социальных услуг удовлетворены наличием оборудования для предоставления социальных услуг, 86 % - доступностью информации (при личном обращении, по телефону, на официальном сайте организации социального обслуживания) о работе организации социального обслуживания, в том числе о перечне и порядке предоставления социальных услуг, 90 % - считают условия оказания услуг доступными (в том числе для инвалидов и других маломобильных групп получателей услуг).
Доля получателей социальных услуг, которые высоко оценивают компетентность работников организаций социального обслуживания, от общего числа опрошенных, составила 96 %. 
Аналогично, 96% получателей услуг, положительно оценивают изменение качества жизни в результате получения социальных услуг в организациях социального обслуживания. 
В подавляющем большинстве случаев (98 %) получатели социальных услуг довольны оперативностью решения вопросов и периодичностью прихода социальных работников.
Практически все получатели услуг были удовлетворены предоставлением социально-бытовых, парикмахерских и гигиенических услуг; хранением личных вещей; санитарным содержанием санитарно-технического оборудования. 
Большинство получателей услуг оценивают благоустройство и содержание помещения организации социального обслуживания и территории, на которой она расположена как хорошее. 
Анализ результатов опроса получателей социальных услуг позволил выявить, что показатели, характеризующие комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения, находятся на достаточно высоком уровне. Следует отметить, что у большинства учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан индекс удовлетворенности данным параметром находится выше среднереспубликанского. 
По характеристике времени ожидания предоставления социальной услуги все учреждения социального обслуживания населения Республики Дагестан получили наивысшую оценку удовлетворенности. В ходе проведения мониторинга потребители услуг отметили малое время ожидания в очереди (менее 15 минут) или полное отсутствие очередей.
Результаты исследования показали, что больше половины учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан получили наивысшую оценку удовлетворенности профессиональными качествами и навыками персонала. Средний балл по республике находится на уровне 2,8 баллов из 3 возможных. Ниже среднереспубликанского показателя удовлетворенности данным показателем получили учреждения в 8 муниципальных образованиях. Следует отметить, что понижение показателя удовлетворенности в данных учреждениях наблюдается, в первую очередь, из-за невысокой доли работников (кроме административно-управленческого персонала), прошедших повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю социальной работы или иной осуществляемой в организации социального обслуживания деятельности за последние три года.
Среднереспубликанский показатель удовлетворенности качеством оказания социальных услуг находится на уровне 4,9 балла из 5 возможных. 
Результаты проведенного мониторинга оценки качества работы учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан позволили определить исходные задачи, а именно:
1.Усилить работу по информированию населения об услугах, оказываемых учреждениями (в том числе о порядке подачи жалобы), регулярно размещать и актуализировать информацию об учреждении, о предоставляемых социальных услугах и проводимых мероприятиях в СМИ, на стендах учреждений, в сети «Интернет»;
2. Полностью дооборудовать входные зоны, территорию, прилегающей к организации социального обслуживания, с учетом требований доступности для маломобильных получателей услуг, а также установить в помещениях видео, аудио информаторов для лиц с нарушением функций слуха;
3. Осуществить набор специалистов, осуществляющих предоставление социальных услуг для полного укомплектования учреждения плановым количеством штатных единиц, а также обеспечить 100%-процентное выполнение плана по повышению квалификации или профессиональной переподготовки сотрудников по профилю социальной работы;
4. Улучшить  условия предоставления социальных услуг, в том числе условия проживания, предоставление социально-бытовых, парикмахерских и гигиенических услуг, оснастить помещения мебелью, мягким инвентарем, оперативно решать возникшие вопросы получателей социальных услуг, повышать качество проводимых мероприятий, имеющих групповой характер (оздоровительных, досуговых).
5. Внедрять технологии альтернативного социального обслуживания посредством использования современных инновационных методик в сфере социального обслуживания, рассмотреть возможность перенятия соответствующего опыта (его заимствования) и принятия соответствующих мер в этом направлении.
Информация о результатах независимой оценки качества уполномоченными органами размещается на официальном сайте общей информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru в сети «Интернет». 

Итоги проведения независимой оценки качества 
в сфере образования

Независимая оценка качества в сфере образования в 2017 году проводилась в отношении 2 477 образовательных организаций, из которых 170 образовательных организаций, находящиеся в ведении органов исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан и 2 307 образовательных организаций, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Все образовательные организации в соответствии с рейтингом  распределены по зонам: от зеленой с максимальным количеством баллов 129-160, до красной –  с минимальным количеством баллов  0-31.
Образовательные организации, прошедшие независимую оценку, в соответствии с рейтингом распределены следующим образом:
129 - 160 баллов – 229 организаций (9,2%);
97 - 128 баллов – 1027 организаций (41,5%);
64 - 96 баллов  – 825 организаций (33,3%);
32 – 63 балла – 361 организаций (14,6%);
0-31 балл – 35 организаций (1,4%).
В целом по республике доля образовательных организаций, набравших максимальное количество баллов составила 9,2%, минимальная – 1,4%, удовлетворительное предоставление образовательных услуг – 89%.
В целом, доля получателей образовательных  услуг, которые удовлетворены открытостью и доступность информации об образовательных организациях, достигла 94,0 %. 
Ситуация в отношении сайтов образовательных организаций  является удовлетворительной. Практически на всех официальных сайтах образовательных организациях представлены данные, отражающие информацию о месте расположения учреждений, документах, регламентирующих деятельности учреждений,  информация о предоставляемых образовательных услугах, номера телефонов и электронной почты с указанием адреса. В тоже время, зачастую, отсутствуют сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, материально-техническом оснащении образовательного процесса, о педагогических работниках и их квалификации, о порядке приема в образовательную организацию, обучении, отчислении, предоставлении платных образовательных услуг.
При этом отмечен низкий уровень взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону/электронной почте/с помощью образовательных сервисов (электронная форма для обращений участников образовательного процесса), возможность внесения предложений (электронная форма для внесения предложений участниками образовательного процесса, связанных с деятельностью образовательной организации, электронный сервис для on-line взаимодействия с руководителями и педагогическими работниками образовательной организации). Отсутствует статистическая информация о ходе рассмотрения обращений граждан на сайте. Не обеспечена техническая возможность получения сведений о ходе рассмотрения обращений граждан.
Доля получателей образовательных  услуг, которые удовлетворены комфортностью условий и доступностью их получения в образовательной организации, достигла 94,0 %. 
В целом по республике материально-техническое обеспечение, условия охраны/укрепления здоровья и организации питания обучающихся удовлетворительные. Но в большинстве образовательных организаций отмечен недостаточный уровень развития творческих способностей обучающихся, индивидуальной работы с обучающимися, не обеспечены условия организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доля получателей образовательных  услуг, которые удовлетворены доброжелательностью, вежливостью и компетентностью работников образовательной организации, достигла 96,0 %. 
Как показывают данные социологических опросов по критериям «Доброжелательность, вежливость и компетентность работников» и «Удовлетворенность качеством предоставляемых услуг» в целом отмечается положительная динамика, однако наблюдается разброс оценок. В связи с чем, образовательным организациям, набравшим наименьшее количество баллов по данным  показателю поручено обратить внимание на результаты независимой оценки и усилить работу по поддержанию высокого уровня компетентности и профессиональной этики работников образовательных организаций, а также разработать комплекс мер по повышению результатов оценки удовлетворенности качеством предоставляемых услуг.
В результате обобщения и анализа общественного мнения сформированы рейтинги образовательных организаций,  как в разрезе муниципалитетов, так и по республике в целом, выявлены проблемные зоны, влияющие на качество деятельности образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере образования на территории Республики Дагестан и определены задачи на перспективу, а именно:
разработать план работы по повышению качества оказания услуг  организациями, оказывающими социальные услуги в сфере образования Республики Дагестан на 2018 год, по результатам проведения независимой оценки качества в 2017 году;
на официальных сайтах муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан организовать социальные опросы для выражения мнения получателями услуг о качестве оказания услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Республики Дагестан;
сайты образовательных организаций на основании проведенной оценки подвергнуть внутреннему аудиту (техническому и содержательному) и по его результатам доработать с целью сведения к минимуму всех выявленных информационных дефицитов;
вести целенаправленную и системную работу по привлечению активных пользователей сайтов образовательных организаций, способствовать воспитанию информационной культуры, как родителей, так и обучающихся;
актуализировать указанные на официальных сайтах образовательных организаций адреса электронной почты, обеспечить рабочее состояние электронного почтового адреса;
продолжить работу по улучшению материально-технического и информационного обеспечения образовательных организаций;
продолжить работу по созданию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов);
продолжить работу по поддержанию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (оборудованные спортивный  и музыкальный залы, медицинский кабинет, спортивные площадки и т.п.);
вести работу по развитию творческих способностей и интересов воспитанников, включая их участие в конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях;
использовать каналы обратной связи для выявления неудобств, с которыми сталкиваются потребители услуг при посещении образовательных организаций;
продолжить работу по поддержанию высокого уровня компетентности и профессиональной этики работников образовательных организаций.

Итоги проведения независимой оценки качества 
в сфере здравоохранения

Независимая оценка качества в сфере здравоохранения в 2017 году проводилась в отношении 38 организаций.
Итоги проведенной оценки свидетельствуют о необходимости повышения доступности получения медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями, отсутствии полной информации на официальном сайте медицинской организации, отмечена недостаточная работа электронной регистратуры. 
Минздравом РД по итогам независимой оценки качества с учетом позиции  общественного совета в целях дальнейшего совершенствования и повышения качества оказания специализированной медицинской помощи населению республики ГБУ РД «Республиканский межрайонный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины» переименован в ГБУ РД «Республиканский межрайонный центр реабилитации и восстановительной медицины».
По результатам независимой оценки за 2017 год Минздравом РД разработан план мероприятий на 2018 год по совершенствованию деятельности медицинских организаций. Определены предложения по улучшению качества оказания услуг медицинскими организациями государственной системы здравоохранения:
привести информацию, размещенную на официальном сайте, в соответствие с приказом Минздрава России от 30.12.2014 г. № 956-н. "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
улучшить доступность записи на прием к врачу;
улучшить условия пребывания в медицинской организации для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
повысить удовлетворенность условиями пребывания пациентов в медицинской организации;
улучшить питание пациентов в стационаре;
обеспечить условия для повышения компетентности медицинских работников медицинской организации.
сократить средний срок ожидания приема врача с момента записи на прием.

Итоги проведения независимой оценки качества 
в сфере культуры

Независимая оценка качества организаций культуры в 2017 году проводилась в отношении 533 организаций культуры, из которых 9 организаций культуры, находящиеся в ведении Министерства культуры Республики Дагестан (5 государственных музеев, 3 республиканских библиотек и ГБУ «Театр поэзии») и 524 организаций культуры, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
13 республиканских учреждений культуры независимой оценке не подлежат ввиду осуществления ими исключительно гастрольной деятельности, отсутствия постоянного помещения для оказания услуг, а также ввиду не предоставления услуг населению.
Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства культуры РД, в соответствии с нормами федерального законодательства, проходили оценку по линии Министерства образования и науки РД. 
В результате, в 2017 году Министерством культуры Республики Дагестан обеспечен 100% охват республиканских учреждений культуры, подлежащих независимой оценке.
Оценка деятельности республиканских учреждений культуры проводилась по трем направлениям: оценка функционирования сайтов учреждений, опрос получателей услуг и осмотр места предоставления услуг.
В ходе социологических исследований было опрошено около 2 400 человек. Посетители оценивали учреждения, в том числе, по таким параметрам как транспортная и пешая доступность, комфортность пребывания, информативность, обеспечение доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья (наличие пандусов, подъемников, лифтов, а так же информационных табличек со шрифтом Брейля). Практически по всем показателям учреждения получили достаточно высокие баллы.
Вместе с тем, два республиканских учреждения – Республиканская  специальная библиотека для слепых и Республиканская детская библиотека им. Н.Юсупова по показателю «Обеспечение доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья» показали невысокие результаты. Это связано с тем, что оба учреждения не имеют собственных помещений. Библиотеки размещается в арендованных помещениях, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к помещениям, предназначенным для работы с особыми категориями граждан. А учитывая, что помещения не являются республиканской собственностью, в соответствии с бюджетным законодательством, расходовать на них средства республиканского бюджета, в том числе и в рамках программы «Доступная среда», не представляется возможным.
На муниципальном уровне оценка запланирована в отношении 524 муниципальных учреждений. По состоянию на 19 октября 2017 года, данные по результатам независимой оценки качества услуг на портале bus.gov.ru внесены 52 муниципальными образованиями в отношении 524 учреждений культуры, что составляет 100 процентов от запланированного показателя. 
По результатам независимой оценки качества были определены проблемы, существующие на муниципальном уровне, среди которых наиболее острые это, во-первых, слабая сеть учреждений или организаций, которые могли бы выступать в качестве оператора сбора и обработки информации, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким организациям, и, во-вторых, отсутствие на муниципальном уровне четкой картины сети муниципальных учреждений культуры. Кроме того, отмечен невысокий уровень качества документационного сопровождения независимой оценки качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, низкий уровень работы администраций муниципальных образований по актуализации информации о муниципальных учреждениях на портале bus.gov.ru.; случаи слабого взаимодействия между подразделениями администраций в вопросах формирования системы независимой оценки качества.
В целом, по результатам независимой оценки качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, республика показывает достаточно хорошие показатели и находится в так называемой «зеленой зоне».

Информация о результатах независимой оценки качества уполномоченными органами, а также администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан размещена на официальном сайте общей информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru в сети «Интернет».
Необходимо отметить, что указанный сайт обрабатывает размещаемую информацию в автоматизированном режиме и формирует топ рейтинг субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по обеспечению реализации установленных законодательством требований в части проведения независимой оценки качества деятельности организаций социальной сферы.  
Так, в 2016 году среднее интегральное значение по всем критериям оценки качества учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан в сфере социального обслуживания составил 20,1 баллов (72 место среди субъектов Российской Федерации из 72 возможных).
При этом, принятые в 2017 году Минтрудом РД меры позволили значительно улучшить ситуацию. 
Так, по состоянию на 19 октября 2017 года указанное значение Республики Дагестан, сформированного на сайте www.bus.gov.ru в сфере социального обслуживания составляет 32,04 баллов (4 место).
В то же время, указанное значение по иным отраслям социальной сферы Республики Дагестан составляет: 
в сфере «Культура» – 140,8 баллов – 12 место; 
в сфере «Образование» – 102,5 баллов – 50 место;
в сфере «Здравоохранение» – 85,5 баллов – 69 место.
Сложившаяся в Республике Дагестан позитивная динамика в проведении независимой оценки качества в сравнении с другими регионами Российской Федерации свидетельствует о достаточно эффективных мерах, принимаемых уполномоченными органами, а также органами местного самоуправления в рассматриваемой сфере.
Одновременно с этим сообщаем, что в целях внедрения действенного механизма повышения качества услуг при осуществлении независимой оценки качества в 2018 году будет определен единый по Республике Дагестан оператор (организация) по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социальной сферы Республики Дагестан, а в проекте республиканского бюджета Республики Дагестан на 2018 год заложены финансовые средства на обеспечение выполнения единым по Республике Дагестан оператором соответствующих работ в размере 6 697,8 млн. рублей.
По результатам независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы Республики Дагестан в 2017 году ведомственными нормативными актами утверждаются планы по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы, куда также включаются  мероприятия, как по поощрению, так и привлечению к дисциплинарной ответственности руководства организаций, занимающих высокие и низкие места в рейтингах.
Вместе с тем, приказами Минтруда РД и Минздрава РД учреждены переходящие кубки, для награждения организаций социального обслуживания и здравоохранения, ставших лучшими, по результатам независимой оценки качества работы в соответствующем году.
Так, по итогам независимой оценки качества деятельности за 2017 год переходящим кубком и почетной грамотой Минтруда РД награждены:
комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании «город Кизляр», как лучший центр социального обслуживания населения Республики Дагестан по итогам независимой оценки качества за  2017 год;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г. Махачкала), как лучшее учреждение социального обслуживания семьи и детей Республики Дагестан по итогам независимой оценки качества за 2017 год;
дом-интернат для престарелых и инвалидов "Ветеран", как лучшее стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Дагестан по итогам независимой оценки качества за 2017 год.
При этом, Министерством труда и социального развития Республики Дагестан в отношении учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан, имеющих наихудшие показатели по результатам проведенной в 2017 году оценки принято решение включать их в План проведения проверок поставщиков социальных услуг на 2018 год. Аналогичные меры также приняты Министерством образования и науки Республики Дагестан. Министерством здравоохранения Республики Дагестан в отношении руководителей организаций здравоохранения, ставших худущими по результатам проведенной оценки в 2017 году, приняты меры дисциплинарного воздействия.

С учетом изложенного, следует констатировать, что независимая оценка качества в республике как система и форма общественного контроля сформировалась, действенный механизм повышения качества оказания услуг, заявленный 256-ФЗ, запушен.


← Назад к списку новостей