1. ВОПРОС: Кто имеет право на ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет? ОТВЕТ: Выплата установлена Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Главы Республики Дагестан от 8 апреля 2020 года № 29 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» в Республике Дагестан установлена ежемесячная денежная выплата детям в возрасте от трех до семи лет включительно. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 и Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2020 года № 86, которыми утверждаются основные требования и порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Ежемесячная выплата назначается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации, проживающему совместно с ребенком на территории Республики Дагестан, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Дагестан на дату обращения за назначением указанной выплаты. 2. ВОПРОС: В каких размерах устанавливается ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет? ОТВЕТ: Начиная с 1 апреля 2021 года, ежемесячная выплата осуществляется по новым условиям. Размер выплаты может быть разным – 50, 75 или 100 % регионального прожиточного минимума для детей (в 2021 году он составлял 10 757 руб., в 2022 году составляет 11 499 руб.). Ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Республике Дагестан в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее – величина прожиточного минимума для детей), – если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения – базовый размер (в 2022 году размер ежемесячной выплаты составляет 5 749,5 руб.); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей – если при выплате в размере 50% среднедушевой доход семьи не достиг регионального прожиточного минимума (11 515 руб.) (в 2022 году размер ежемесячной выплаты составляет 8 624,25 руб.); 100 процентов величины прожиточного минимума для детей – если при выплате пособия в сумме 75% среднедушевой доход все еще не достигает регионального прожиточного минимума (в 2022 году размер ежемесячной выплаты составляет 11 499, 00 руб.). 3. Вопрос: Что учитывается при назначении ежемесячной выплаты? ОТВЕТ: Пособие предназначено для малоимущих семей. При назначении пособия учитываются доходы и имущество семьи. При этом в составе семьи также учитываются опекаемые дети и студенты в возрасте до 23 лет, если они обучаются по очной форме. Компенсационные выплаты родителям, которые ухаживают за детьми с инвалидностью, в доходах семьи согласно новым критериям не учитываются. В частности, выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие следующим имуществом и сбережениями: • одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи – менее 24 кв.м. При этом если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении, и жилые помещения, предоставленные многодетной семьи в качестве меры поддержки. Доли, составляющие 1/3 и менее от общей площади не учитываются; • одним домом любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи – меньше 40 кв.м. При этом если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении. Доли, составляющие 1/3 и менее от общей площади не учитываются; • одной дачей; • одним гаражом, машиноместом или двумя, если семья многодетная, в семье есть гражданин с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдано автотранспортное или мототранспортное средство; • земельными участками общей площадью не более 0,25 га в городских поселениях или не более 1 га, если участки расположены в сельских поселениях или межселенных территориях. При этом земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки многодетным, а также дальневосточный гектар не учитываются при расчете нуждаемости; • одним нежилым помещением. Хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, или на садовых земельных участках, а также имущество, являющимся общим имуществом в многоквартирном доме (подвалы), или имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не учитывается; • одним автомобилем, или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки; • одним мотоциклом, или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки; • одной единицей самоходной техники младше 5 лет (это тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники). Самоходные транспортные средства старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества; • одним катером или моторной лодкой младше 5 лет. Маломерные суда старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества; • сбережениями, годовой доход от процентов, по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по России (т.е. в среднем это вклады на сумму — порядка 250 тыс. рублей). Семьи с новыми (до 5 лет) мощными (свыше 250 л.с.) автомобилями не смогут получить пособие, за исключением тех случаев, когда речь идет о семье с 4 и более детьми. При расчете доходов действует «правило нулевого дохода». Средства, полученные семьей по социальному контракту, не учитываются. 4. ВОПРОС: Какие доходы учитываются при назначении пособия и что такое правило «нулевого дохода»? ОТВЕТ: Для расчета нуждаемости органы соцзащиты используют сведения о доходах, полученных семьей за год, предшествующий 4 месяцам до назначения выплаты. То есть, если семья обращается в марте 2022 года, то будут оцениваться ее доходы в период с октября 2020 года по октябрь 2021 года включительно. При назначении выплаты учитываются следующие доходы за этот период: • доход от трудовой или творческой деятельности (заработная плата, авторские гонорары, выплаты по гражданско-правовым договорам) • доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы самозанятых • пенсии • стипендии • проценты по вкладам • алименты и социальные выплаты. «Правило нулевого дохода». Для назначения выплаты должно быть поступление средств хотя бы по одной из категорий: • доход от трудовой или творческой деятельности (заработная плата, авторские гонорары, выплаты по гражданско-правовым договорам); • доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы самозанятых; • пенсии; • стипендии. Если у заявителя или другого взрослого члена семьи на протяжении всего года не было поступления средств, то есть он заявляет о «нулевом доходе», пособие будет назначено только в случае, если причина для «нулевого дохода» – объективная. Такими причинами признаются: • безработица (необходим подтверждение официальной регистрации в качестве безработного в центре занятости, учитывается до 6 месяцев нахождения в таком статусе); • уход за ребенком до достижения им возраста трех лет; • обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет; • уход за гражданином с инвалидностью (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет или инвалид с детства 1 группы или пожилым человеком старше 80 лет); • прохождение лечения длительностью от 3 месяцев и более; • срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации; • отбывание наказания и 3-месячный период после освобождения из мест лишения свободы; • уход за ребенком, если речь идет о единственном родителе (т.е. у ребенка официально есть только один родитель, второй родитель умер, не указан в свидетельстве о рождении или пропал без вести); • уход за детьми, в случае если это один из родителей в многодетной семье (т.е. у одного из родителей в многодетной семье на протяжении всех 12 месяцев может быть нулевой доход, а у второго родителя должны быть поступления от трудовой, предпринимательской, творческой деятельности или пенсии, стипендия). Следует отметить, что если суммарно у родителей отсутствовал доход по объективной причине на протяжении 10 и более месяцев из 12, то пособие будет назначено, несмотря на «нулевой доход». При этом объективные причины могут быть и у обоих родителей. Например, папа служил в армии, а потом в течение 3-х месяцев не смог найти работу, встал на биржу труда и в течение всего года не имел трудовых доходов, а мама ухаживала за ребенком в возрасте до 3-х лет. В таком случае, несмотря на то, что и у мамы, и у папы нет трудовых доходов, пособие будет назначено, поскольку у обоих родителей есть объективные причины для отсутствия доходов. 5. ВОПРОС: Почему в 2021 году многим гражданам отказано было в назначении (перерасчете) выплаты при представлении декларации с кодом «10» под названием «Прочие доходы»? ОТВЕТ: В связи с отсутствием дохода у заявителя или трудоспособного его члена семьи многим гражданам в 2021 году было отказано в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты. Таких отказов в связи с отсутствием дохода начиная с 1 апреля 2021 года было порядка более 45,9 тысяч, что составляет 41,2 процента от общего числа отказов в количестве 111,36 тысяч. Граждане, которым в связи с отсутствием дохода неоднократно было отказано (зачастую от 2 до 6 раз) в назначении ежемесячной выплаты стали обращаться в 2021 году в налоговые органы и декларировать свои доходы за прошедший налоговой период (задним числом за 2020 год), а также стали представлять в управления социальной защиты населения, полученную в налоговом органе декларацию на бумажном носителе, в которой задекларированные ими доходы отражены были под кодом «10» «Иные доходы». Данные сведения выгружались в информационную систему ФНС России в рамках СМЭВ под видом «Иные доходы», что не позволяло однозначно определить из каких источников получен данный доход. При этом, указанный гражданами в декларации доход, подпадающий под вид «Иные доходы», зачастую, не подтверждался заключенными трудовыми или гражданско-правовыми договорами либо гражданами представлялись гражданско-правовые договора, заключенные между физическими лицами, достоверность и сроки заключения которых невозможно было подтвердить. Вопрос о правомерности назначения выплаты при наличии дохода с кодировкой «10» «Прочие доходы» нашим Министерством неоднократно поднимался перед Минтрудом России и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан. Получены были официальные разъяснения Минтруда России, из которых следует в случае, если у гражданина или члена его семьи в расчетном периоде есть официальный доход от трудовой или предпринимательской деятельности, а также доход, полученный в результате крестьянского (фермерского) хозяйства, по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, пенсия, стипендия, то правило «нулевого дохода» к ним не применяется. Доходы, которые граждане декларировали под кодом «10» «Прочие доходы» не относятся ни к одному из указанных видов деятельности, в том числе и к предпринимательской деятельности. С учетом данных разъяснений управления социальной защиты населения стали отказывать в назначении таким получателям выплат. 6. ВОПРОС: Почему после управления социальной защиты населения не принимали от граждан декларации с кодом «08»? ОТВЕТ: После, когда стали отказывать с наличием вида дохода «Прочие доходы» возникла еще одна проблема, когда граждане, которым было отказано в назначении (перерасчете) ежемесячной выплаты от 3 до 7 лет, в течение короткого времени (даже в течение одного дня), стали представлять от территориального налогового органа измененную декларацию по форме 3-НДФЛ с кодом «08». Отмечу, что согласно разъяснениям налоговой службы по Республике Дагестан – в 2021 году это был доход, полученный на основании трудового (гражданско-правового) договора, налог с которого не удержан налоговым агентом, в том числе частично. Здесь следует отметить, что налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, не может быть налоговым агентом. При декларировании доходов физическими лицами по коду «08» (доход, полученный на основании трудового (гражданско-правового) договора, налог с которого не удержан налоговым агентом, в том числе, частично) гражданско-правовые договора, заключенные между двумя физическими лицами, не допускались. Второе физическое лицо (работодатель), с которым гражданин, претендующий на назначение ежемесячной денежной выплаты заключил указанный договор не является налоговым агентом. Такие официальные разъяснения мы получили от налоговой службы Дагестана, которые доведены были до подведомственных учреждений. У граждан были на руках полученные от налогового органа декларации с кодом «08» и договора между одним физическим лицом и другим физическим лицом, которое как мы выяснили не является для наших заявителей налоговым агентом. Такие случаи в республике стали носить массовый характер. На основании разъяснений управления соцзащиты стали также отказывать в назначении выплат таким гражданам. Люди не понимали, что поступали, не совсем законно, обходя все возможные препоны и любыми способами пытались назначить пособие. К нам поступал шквал обращений с жалобами по таким отказам, на которые мы давали письменные и устные разъяснения по таким случаям. Хочу отметить, что на местах нашими подведомственными учреждениями направлялись списки в налоговую службу для проведения камеральных проверок доходов, в прокуратуры районов и городов, а также Министерством направлено было обращение в республиканскую прокуратуру для проведения с их стороны прокурорского надзора по указанным фактам. 7. ВОПРОС: Какие изменения с 1 апреля 2022 году вступают в силу по ежемесячной выплате от 3 до 7 лет? ОТВЕТ: Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. № 68 и от 17 февраля 2022 г. № 197 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» предусматривающие следующие изменения. С 1 февраля 2022 года введен беззаявительный перерасчет пособия от 3 до 7 лет в связи с ежегодным изменением прожиточного минимума на ребенка в Республике Дагестан. В перечень уважительных причин, по которым гражданин имеет право на получение выплаты, в случае отсутствия дохода («нулевого дохода»), включены (дополнены) следующие причины: гражданин или член его семьи имеет непрерывное медицинское лечение длительностью свыше 3 месяцев (раньше не было срока непрерывности); семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи). Также, при определении права на получение ежемесячной выплаты в состав семьи не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя и детей, находящихся под опекой), не включаются лица, находящиеся в розыске. С 1 апреля 2022 года при расчете критерия нуждаемости будут исключать ряд выплат и имущества. По новым правилам при оценке критерия нуждаемости не будут учитывать автомобили или мототранспортные средства, а также объекты жилого недвижимого имущества, которые находятся в розыске или под арестом. По новым правилам также не будут учитывать жилье, транспорт и имущество, которое семья полностью купила за счет средств целевых субсидий, выделяемых в рамках государственной программы социальной поддержки. Кроме того, при расчете среднедушевых доходов семьи из учета исключат некоторые виды доходов. В частности, целевые средства (гранты, субсидии и другие поступления), предоставляемые в рамках поддержки предпринимательства, средства материнского (семейного) капитала в денежной форме, социальное пособие на погребение, а также налоговые вычеты и целевые средства, которые получают в рамках государственной поддержки для приобретения имущества. Отельные поблажки вступят в силу с 1 апреля 2022 года для правила «нулевого дохода» для беременных женщин. Теперь, если 6 месяцев беременности пришлись на период расчета среднедушевого дохода, женщина, у которой не было дохода, сможет получить выплаты. Правило «нулевого дохода» не будут применять, если на момент подачи заявления срок беременности женщины превышает 12 недель. Также, правило «нулевого дохода» не будет применяться для заявителя или членов его семьи, которые находились под стражей в расчетном периоде (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения). С учетом внесенных изменений с 1 апреля 2022 года вводится новая форма заявления на назначение пособия от 3 до 7 лет, которой граждане смогут воспользоваться при подаче заявления на Едином портале государственных услуг, в МФЦ либо лично в управлении социальной защиты населения по месту жительства (пребывания).

Опубликовано:
Количество просмотров:35