Какие положительные перемены несет Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» для нуждающихся в социальном обслуживании граждан? Какие новшества содержит новый закон? На эти и другие вопросы отвечает первый заместитель министра труда и социального развития Республики Дагестан Рустам Фарманов. - Рустам Фирязович, чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость принятия нового закона о социальном обслуживании граждан? Неужели действующее законодательство не отвечает требованиям современности? - Федеральный Закон №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», на который мы опирались в своей работе, был принят еще в 1995 году. Тогда за социальное обслуживание отвечал и федеральный центр, и регионы. С 1 января 2005 года полномочия по предоставлению социальных услуг были переданы субъектам РФ, и каждый начал работать исходя из своих возможностей. Новый закон считаю очень важным и своевременным. Он в полной мере отражает современные реалии, учитывает опыт применения предыдущих законов, повышает доступность социальных услуг для населения, конкретизирует ответственность организаций, оказывающих их. Цель этого документа – ввести единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России – это то, чего работники организаций социального обслуживания населения очень долго ждали. - Скажите пожалуйста, какие новации нового закона являются наиболее значимыми и наиболее важны для понимания его сути? - Прежде всего – это цели социального обслуживания. В новом законе они пояснены следующим образом: «Улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности». Понятие «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании». Определены следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Отдельно выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. - Скорее всего, многие будут удивлены, что в новом законе понятие «трудная жизненная ситуация» не приводится. Ведь многие годы этот термин был основополагающим. Что пришло на смену? - Тут надо отметить, что термин «трудная жизненная ситуация», действительно очень долго являвшийся базовым, все-таки был довольно расплывчатым. Это отмечали и сами специалисты, работающие в сфере социального обслуживания. Ведь кто-то трактовал его широко, а кто-то, напротив, – узко. В новом законе вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании – это прописано в статье 15-й. С 1 января 2015 года помощь получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с одним или даже несколькими инвалидами, в том числе детского возраста, нуждающимися в постоянном уходе. Разумеется, в перечне – семьи с ребенком, испытывающим трудности в социальной адаптации; люди, у которых отсутствует работа и средства к существованию. Социальные работники придут на помощь и тогда, когда в доме «царит» агрессия и зафиксированы случаи насилия над женщинами и детьми. Не ускользнут от внимания и семьи, где есть наркоманы, алкоголики, игроманы. - Думается, одно из принципиальных новшеств, вводимых новым законом, – «индивидуальная программа предоставления социальных услуг». Что из себя будет представлять этот документ, кто его разработает, не добавит ли он гражданам лишней головной боли, связанной с постоянным переоформлением? - Хочу сразу отметить, что новый закон создает более комфортные условия для получателей социальных услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг – это, своего рода, «план» оказания помощи. Кстати, форма программы определена министерством труда и социальной защиты РФ. Составление программы – прерогатива поставщиков социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах по месту жительства гражданина на заявительной основе. Правда, предварительно поставщик должен признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и установить его индивидуальную потребность в социальных услугах. В программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг и другое. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный. - Без сомнения, тех людей, которые подпадают под действие нового закона, больше всего интересует, кто получит социальные услуги на бесплатной основе? - Совершенно бесплатно помогут, во-первых, несовершеннолетним детям, во-вторых, людям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов, в-третьих, гражданам, чей среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. - В статье 22-й нового закона речь идет о «социальном сопровождении». Какое «наполнение» предусматривает этот термин в российском законе? - В развитых странах такой вариант социального обслуживания давно прижился и очень востребован. Прежним законодательством социальное сопровождение тоже предусматривалось, но в составе социальных услуг. Теперь оно выделено отдельно, и мне кажется, такой подход более полезен с точки зрения комплексности помощи. Социальное сопровождение в интерпретации нового закона предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В его основе – межведомственное взаимодействие организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению обязательно отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг. - С января будущего года в сферу социального обслуживания допустят и некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей. Каково ваше мнение по этому поводу? - Новый закон дает зеленый свет и открывает огромные возможности для социального предпринимательства. Думаю, это даст хороший импульс для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере. - Неужели любой может прийти на этот рынок? - В принципе, кто угодно, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Будет создан Реестр поставщиков социальных услуг, а чтобы попасть в него, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо соблюсти целый ряд установленных требований. Здесь нужно отметить тот факт, что предпринимателю будут компенсированы все расходы. Однако, важно помнить о контроле со стороны государства в сфере социального обслуживания. Кроме того, еще и общественный контроль: его будут осуществлять общественные организации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. Одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Кроме того, по результатам деятельности учреждений социального обслуживания населения Минтрудом РД ежеквартально формируются рейтинги учреждений. В целях повышения качества работы государственных учреждений, оказывающих услуги населению в сфере социального обслуживания, при министерстве создан Общественный Совет по вопросам формирования независимой системы оценки качества работы таких учреждений. Общественный Совет совместно с учреждениями социального обслуживания населения осуществляет мониторинг общественного мнения по вопросу качества социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания населения среди граждан пожилого возраста, инвалидов, детей и семей с детьми-инвалидами. При завершении мониторинга общественного мнения составляется независимый рейтинг учреждений социального обслуживания населения по уровню качества оказываемых ими государственных услуг. Наше министерство со своей стороны создаст необходимые условия для проведения этой оценки. Одновременно с этим, на официальном сайте министерства появится такая вкладка, воспользовавшись которой, граждане смогут выразить свое мнение о качестве оказания социальных услуг. Реестр поставщиков тоже будет размещен на нашем официальном сайте. Следовательно, каждый гражданин сможет ознакомиться с необходимой ему информацией: по какому адресу располагаются поставщики, какие услуги они предоставляют, каковы результаты проведенных проверок. - В каких случаях и какие организации социального обслуживания получат право на получение компенсации на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, и как будет определяться размер выплачиваемой компенсации? - Как уже было отмечено выше, расходы, которые понесут предприниматели, будут компенсированы. Компенсация будет выплачиваться юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Дагестан на возмещение затрат (части затрат), связанных с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг в соответствии с их индивидуальными программами. Размер компенсации будет определяться исходя из утвержденных министерством тарифов на социальные услуги, рассчитанных на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, фактического объема оказанных услуг и условий предоставления социальных услуг (бесплатно или на условиях частичной оплаты). - Лишь только прослышав про какие-то законодательные новшества, народ начинает тревожиться: а вдруг окажется больше минусов, чем плюсов? - Такое беспокойство вполне понятно, ведь любые изменения предполагают, как сейчас модно говорить, выход из зоны комфорта, хотя не факт, что там было хорошо, может, просто привычка. В нашем случае ситуация осложняется тем, что мы работаем с социально-уязвимыми категориями населения, жизнь которых полна сложностей. Наши учреждения представляют заявления и все необходимые документы о включении их в реестр поставщиков, которые мы рассматриваем в оперативном порядке. Хочу подчеркнуть, что все наши учреждения социального обслуживания продолжают свою работу в штатном режиме, и ни на один день в связи с нововведениями граждане, которые получают социальные услуги, не лишатся их. Поскольку неизбежно будет сравнение «как было и как стало», то отмечу, что в связи с предстоящими существенными изменениями в законодательстве предусмотрены так называемые переходные положения. Если коротко, то их суть в том, что перечень, условия предоставления социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с тем, какими они были на 31 декабря 2014 года. Конечно, в период внедрения нового закона возможны какие-то одномоментные трудности, но, думаю, они никоим образом не скажутся негативно на тех, кто находится у нас на социальном обслуживании. - Можно ли утверждать, что федеральный центр этим новым законом задал вектор движения, а в Республике Дагестан предстоит большая работа по конкретизации буквально каждой статьи этого чрезвычайно важного для социальной сферы закона? - Для того чтобы было понимание, о каких объемах работы и сложности задач идет речь, приведу только одну цифру: 23 законодательных и иных нормативных правовых акта было принято органами государственной власти республики в целях реализации положений Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В течение всего 2014 года в Республике Дагестан проводилась широкомасштабная и кропотливая работа. Убежден, с 1 января 2015 года мы будем поднимать социальное обслуживание на качественно новый уровень. Рустам Фарманов: «Мы будем поднимать социальное обслуживание на качественно новый уровень» РИА 'Дагестан'