Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571"Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости" определен порядок создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости.
Межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, в состав которой входят представители исполнительных органов субъекта РФ, а также по согласованию, в частности, представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, общероссийских объединений работодателей, профессиональных союзов, иных заинтересованных органов и организаций.
Что учесть в связи с созданием межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости?
Межведомственная комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Она вправе запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, в том числе содержащую персональные данные и налоговую тайну. Итоги заседания фиксируют в решении, которое направляется в том числе работодателям, рассмотренным и (или) заслушанным на заседаниях.
Комиссия не привлекает к ответственности, но может, например, направить в ГИТ или налоговые органы информацию для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. И в случае установления правонарушений может грозить административная, налоговая и даже уголовная ответственность.
Работодателей, у которых выявят факты нелегальной занятости, включат в общедоступный реестр таких работодателей. Роструд должен вести его с 1 января 2025 г.
1. Что нужно знать о работе комиссии
Состав межведомственной комиссии утверждает руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ. В комиссию входят представители исполнительных органов субъекта РФ и по согласованию представители налогового органа, ГИТ, СФР и др. Без вхождения в состав комиссии по приглашению ее председателя (заместителя председателя) в заседаниях могут участвовать представители органов прокуратуры (п. п. 3, 6 Положения о межведомственных комиссиях).
Для противодействия нелегальной занятости комиссия выполняет, например, следующее (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона о занятости, пп. "б", "в" п. 12 Положения о межведомственных комиссиях):
· анализирует письменные обращения граждан и юрлиц о фактах (признаках) нелегальной занятости;
· направляет в контролирующие органы информацию для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Комиссия имеет право, в частности (п. 1 ч. 2 ст. 67 Закона о занятости, пп. "б", "в", "г" п. 13 Положения о межведомственных комиссиях):
· запрашивать у налоговых органов сведения и информацию, в том числе составляющие налоговую тайну;
· запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
· рассматривать ситуации, связанные, например, с осуществлением трудовой деятельности с нарушением порядка оформления трудовых отношений.
Порядок работы межведомственной комиссии субъекта РФ по противодействию нелегальной занятости установлен в разд. II Положения о межведомственных комиссиях.
Так, комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания проводятся в очной форме или в формате видео-конференц-связи. Решения комиссии оформляют протоколом (п. п. 5, 7, 8 Положения о межведомственных комиссиях).
Решения комиссии направляются ее членам, а также работодателям, рассмотренным и (или) заслушанным на заседаниях (п. 9 Положения о межведомственных комиссиях).
Актуальная информация о работе межведомственной комиссии размещается на официальном сайте правительства субъекта РФ (пп. "г" п. 15 Положения о межведомственных комиссиях).
2. В каких случаях налоговые органы передают сведения и информацию в комиссию
Налоговые органы передают в комиссию сведения и информацию, если (ч. 4 ст. 67 Закона о занятости, Перечень, утвержденный Приказом Минтруда России от 02.02.2024 N 40н):
· начислены выплаты ниже МРОТ не менее чем 10 физлицам и их доля превышает 10% от общего числа работников (учитываются суммы выплат за каждый месяц отчетного квартала, уменьшенные на величину базы по договорам ГПХ). В сведениях укажут количество физлиц, которым выплачена зарплата, и информацию о них по данным разд. 3 формы расчета по страховым взносам;
· при налоговой проверке выявлены факты (признаки) нелегальной занятости. В составе сведений передадут краткое описание нарушения (выписку из решения по проверке);
· есть взаимодействие со средней продолжительностью более трех месяцев более чем с 10 самозанятыми, среднемесячный доход которых превышает 20 тыс. руб. В сведениях укажут количество самозанятых, их среднемесячный доход и среднее количество месяцев взаимодействия с ними, среднюю долю дохода, полученного самозанятым от организации (ИП), от общего дохода физлица в период взаимодействия, среднее количество чеков самозанятых в месяц;
· отклонение среднемесячной оплаты труда превысило 35% от среднего значения данного показателя в субъекте РФ с учетом отрасли и категории работодателя. В сведениях укажут количество физлиц, которым выплатили зарплату, среднемесячные размеры оплаты труда у работодателя и в субъекте РФ с учетом отрасли и категории работодателя;
· применяется ККТ. В сведениях укажут адрес и место установки (применения) ККТ, ее заводской и регистрационный номера, а также реквизиты фискальных документов (кассира, его ИНН, дату, время, адрес и место расчетов).
В состав сведений включат также информацию, связанную с проверяемым лицом: его наименование, ИНН и пр.
3. Каких работодателей комиссия может пригласить на заседание
Комиссия может приглашать на заседания и заслушивать представителей тех работодателей, в отношении которых рассматриваются ситуации (пп. "а", "г" п. 13 Положения о межведомственных комиссиях):
· использования труда граждан без оформления трудовых отношений;
· неправомерного заключения договоров ГПХ с теми, кто фактически выполняет трудовые функции;
· выплаты зарплаты ниже МРОТ.
4. К каким последствиям может привести неправильное оформление трудовых отношений
Комиссия не может привлекать к ответственности, например выписывать штрафы. При этом она может направить информацию о нелегальной занятости в контролирующие органы для проведения мероприятий государственного контроля (надзора) (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона о занятости). Так, информацию о нарушении порядка оформления трудовых отношений и о фактах выплаты месячной зарплаты ниже МРОТ комиссия направляет в ГИТ (п. 16 Положения о межведомственных комиссиях).
Если ГИТ установит, что нарушен порядок оформления трудовых отношений, могут привлечь к административной ответственности, в частности:
· за уклонение от оформления трудового договора либо заключение ГПД, который фактически регулирует трудовые отношения. Если это нарушение совершено впервые, должностных лиц оштрафуют на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повлечет для должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для юрлиц - штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
· за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты и других выплат в рамках трудовых отношений (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) либо за установление зарплаты меньше МРОТ. Если это нарушение совершено впервые, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юрлиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повлечет штраф для должностных лиц от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для юрлиц - штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
По общему правилу, если нарушений несколько, штраф назначают за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).
ГИТ может также, например, направить материалы (документы) в суд, чтобы признать отношения, возникшие на основании ГПД, трудовыми (ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ). Если договор признают таковым, это повлечет дополнительные последствия. Например, работодателю придется выплатить работнику недополученные суммы за весь период работы по ГПД, которые бы ему полагались, если бы он трудился по трудовому договору (при наличии оснований).
Кроме того, работодателей, у которых выявят факты нелегальной занятости, включат в общедоступный реестр таких работодателей. С 1 января 2025 г. его должен вести Роструд в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 6 ст. 67 Закона о занятости).
5. К каким налоговым последствиям может привести переквалификация ГПД в трудовой договор
Комиссия не может доначислить налоги, страховые взносы и привлечь к налоговой ответственности за нарушения, связанные с нелегальной занятостью. Она передает информацию в налоговые органы для проведения контрольных мероприятий, например выездных проверок (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона о занятости). Кроме того, Роструд (ГИТ) направит в территориальные налоговые органы необходимые материалы, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий установит, что работники трудятся по ГПД, которые фактически регулируют трудовые отношения (п. 3.1 Соглашения об информационном взаимодействии между Рострудом и ФНС России).
Если у ГПД будут выявлены признаки трудового договора, его могут переквалифицировать. В этом случае налоговый орган может применить ст. 54.1 НК РФ и пересчитать налоги и страховые взносы с учетом действительных отношений работодателя и работника (п. 2 Письма ФНС России от 15.04.2022 N ЕА-4-15/4674). Какие именно налоги и взносы будут доначислены, зависит от того, с кем был заключен договор: самозанятым, ИП или обычным физлицом.
Если ГПД с самозанятым лицом переквалифицирован в трудовой договор, налоговый орган начислит:
· страховые взносы на ОПС, ОМС и по ВНиМ, а также пени на сумму доначисленных взносов и штраф (п. 3 ст. 8, п. п. 1, 3, 9 ст. 75, п. п. 1, 3 ст. 122, пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Размер штрафа составляет в общем случае 20% от суммы неуплаченных взносов, а при умышленной неуплате - 40% этой суммы;
· НДФЛ, который работодатель должен был исчислить, удержать и перечислить в бюджет, а также пени и штраф (п. п. 1, 3 ст. 75, п. п. 1, 2, 10 ст. 226 НК РФ). Размер штрафа - 20% суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 123 НК РФ).
Если ГПД с ИП переквалифицирован в трудовой договор, последствия будут такими же. Если по операциям, совершенным в рамках договора, был принят к вычету НДС, этот налог тоже будет доначислен с начислением пеней и штрафа в размере 20% или 40% от суммы недоплаченного налога (п. п. 1, 3 ст. 75, п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).
Если ГПД с обычным физлицом переквалифицирован в трудовой договор, в общем случае недоплаты по налогам и страховым взносам не возникает. Выплаты по ГПД с физлицом, которое не является самозанятым или ИП, облагаются НДФЛ и страховыми взносами на ОПС, ОМС и по ВНиМ (п. п. 1, 2 ст. 226, пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ).
Если по договору ГПХ не уплачивались взносы на травматизм, то в случае переквалификации его в трудовой договор СФР доначислит эти взносы, а также пени и штраф (п. 1 ст. 20.1, п. п. 1, 3 ст. 26.11, ст. 26.29 Закона N 125-ФЗ). Размер штрафа составляет в общем случае 20% от суммы неуплаченных взносов на травматизм, а при умышленной неуплате - 40% данной суммы.
При крупном и особо крупном размере недоимки по налогам и страховым взносам должностных лиц организации или работодателя-физлицо могут привлечь к уголовной ответственности (ст. ст. 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ).