Министерство труда и
социального развития
Республики Дагестан

горячая линия

(8722)67 94 43

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

Государственная программа Республики Дагестан "Содействие занятости населения"

Полный пакет документов программы (вместе с приложениями) в .doc-формате можно скачать в разделе Документы-Действующие документы-Постановления Правительства РД

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Дагестан 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

П А С П О Р Т

государственной программы Республики Дагестан

«Содействие занятости населения»

 

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

 

 

 

Соисполнители Программы

 

 

 

 

Участники Программы

Министерство образования и науки Республики Дагестан,

Комитет по делам молодежи Республики Дагестан,

государственные казенные учреждения Республики Дагестан – центры занятости населения в муниципальных районах и городских округах,

органы местного самоуправления (по согласованию)

 

 

 

Цель Программы

обеспечение предусмотренных законодательством гарантий содействия занятости населения и материальной  поддержки в случае вынужденной безработицы;

предотвращение роста напряженности на рынке труда

 

 

 

Задачи Программы

 

реализация мер по содействию трудоустройству незанятых граждан, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности путем профессионального обучения, дополнительного профессионального образования безработных граждан с учетом потребностей рынка труда;

обеспечение социальных гарантий безработным гражданам;

регулирование процессов трудовой миграции

 

 

 

Целевые индикаторы и показатели Программы

уровень общей безработицы;

уровень регистрируемой безработицы;

удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости;

удельный вес безработных граждан, ищущих работу восемь и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;

удельный вес граждан, признанных безработными, в численности безработных граждан, закончивших профессиональное обучение;

удельный вес безработных граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии органов службы занятости, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;

удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой и качеством государственных услуг в области содействия занятости

 

 

 

Сроки реализации Программы

2014–2020 годы

 

 

 

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем средств на реализацию Программы  6 172 034 тыс. рублей, из них:

средства, поступающие в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, – 4 055 290 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Дагестан –  2 116 744,0. тыс. рублей;

объем финансового обеспечения Программы по годам (рублей):

 

 

Всего

Межбюд­жетные трансферты

Республиканский бюджет Республики Дагестан

2014 г.

861 653 500,0

549 653 500,0

312 000 000,0

2015 г.

877 868 400,0

565 868 400,0

312 000 000,0

2016 г.

896 262 200,0

584 262 200,0

312 000 000,0

2017 г.

862 955 100,0

562 038 859,0

300 916 241,0

2018 г.

857 357 731,0

570 469 442,0

286 888 289,0

2019 г.

905 737 770,0

607 549 957,0

298 187 813,0

2020 г.

910 199 734,0

615 448 106,0

294 751 628,0

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

поддержание социальной стабильности в обществе;

развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;

развитие трудовой мобильности населения

 

 

I. Общая характеристика сферы реализации

Программы, основные проблемы в указанной

сфере и прогноз ее развития

 

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики по реализации конституционных прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля     1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В 2011 и 2012 годах государственная политика в области содействия занятости населения реализовывалась в республике в рамках Программы содействия занятости населения Республики Дагестан на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от          3 февраля 2011 г. № 26 (далее – мероприятия активной политики занятости), а также ежегодно утверждаемых программ по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан (далее – дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости, обратившимися за получением государственных услуг в области содействия занятости населения, в 2012 году стали 170,0 тыс. человек. При этом на заявленные работодателями в органы службы занятости населении вакансии постоянного характера было трудоустроено 25,5 тыс. человек, к оплачиваемым общественным работам было привлечено 30,2 тыс. безработных граждан, на временные работы трудоустроены 20,2 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, 7,7 тыс. безработных граждан прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, а государственные услуги по организации профессиональной ориентации получили 100,8 тыс. человек.

В 2012 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе, участниками которых стали 3,6 тыс. человек.

Принятые в 2011 и 2012 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Согласно данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, среднегодовая численность безработных граждан снизилась с 166,8 тыс. человек в 2011 году до 155,3 тыс. человек в 2012 году. При этом уровень общей безработицы (рассчитанной по методологии Международной организации труда (МОТ)) снизился с 12,8 проц. до 11,7 проц. от численности экономически активного населения.

Также снизилась и численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составившая по состоянию на конец 2012 года 30,8 тыс. человек, что на 10,2 проц. меньше, чем на конец 2011 года (34,4 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы при этом составил 2,4 проц. от численности экономически активного населения (против 2,8 проц. в 2011 году).

Вместе с тем Республика Дагестан, характеризующаяся высоким уровнем естественного прироста населения, продолжает оставаться одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда. Так, в 2012 году на одну вакансию, заявленную в органы службы занятости республики, претендовало около 70 незанятых трудовой деятельностью граждан (против 1 чел. в среднем по Российской Федерации и 11 чел. по Северо-Кавказскому федеральному округу).

Одной из причин сохранения такой локализации регионального рынка труда является низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов.

По оценке, в республике и в дальнейшем будет наблюдаться устойчивая тенденция увеличения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к росту численности экономически активного населения и, как следствие, – к увеличению предложения трудовых ресурсов.

 Согласно базовому сценарию прогноза Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38, численность занятых в экономике республики к 2015 году увеличится до 1 192 тыс. человек, а к 2020 году – до 1 344 тыс. человек. При этом данный прогноз ориентирован на долгосрочную перспективу развития, предусматривающего: рост инвестиционной привлекательности региона; закрепление и расширение конкурентных преимуществ в его традиционных сферах; достижение целевых значений действующих федеральных и республиканских программ; реализацию приоритетных инвестиционных проектов.

На фоне увеличения численности трудовых ресурсов, но при одновременном росте экономики, сохранении вышеуказанных условий и дальнейшем повышении спроса на рабочую силу в долгосрочном периоде к 2020 году ожидается снижение числа безработных (рассчитанного по методологии МОТ) до 124 тыс. человек, или 9,0 проц. от численности экономически активного населения. При этом в 2013 году уровень общей безработицы оценочно составит 11,8 проц., в 2014 году – 11,1 проц.,               а к 2015 году может достигнуть значения – 10,4 процента.

Среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013 – 2020 годах стабилизируется на уровне 27 – 30 тыс. человек, поскольку по мере повышения численности трудовых ресурсов увеличится и численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В связи с этим прогнозируется и стабилизация уровня регистрируемой безработицы, которая к 2020 году не превысит 2 проц. от численности экономически активного населения, что будет соответствовать уровню регистрируемой безработицы, который установится к этому времени в среднем по Российской Федерации (в соответствии с прогнозом согласно государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от       22 ноября 2012 г. № 2149-р).

 

Прогноз показателей рынка труда Республики Дагестан

 

Наименование показателя

2012 г. отчет

2013 г. оценка

2014 г. прогноз

2015 г. прогноз

2016 г. прогноз

2017 г. прогноз

2018 г. прогноз

2019 г. прогноз

2020 г. прогноз

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднегодовая чис­ленность экономиче­ски активного населе­ния (ЭАН), тыс. чел.

 

1329,2

1331,0

1332,3

1337,0

1345,6

1354,2

1362,8

1371,4

1374,0

Численность безработ­ных граждан (по мето­дологии МОТ), неудо­влетворенный спрос, тыс. чел.

 

155,3

157,5

148,0

139,0

136,0

133,0

130,0

127,0

124,0

Уровень безработицы (по методологии МОТ), в проц. к ЭАН

 

11,7

11,8

11,1

10,4

10,1

9,8

9,5

9,3

9,0

Численность безработ­ных граждан, зареги­стрированных в орга­нах службы занятости на конец отчетного периода, тыс. чел.

 

30,8

30,0

30,0

30,7

29,5

29,6

28,4

28,7

27,5

Уровень зарегистриро­ванной безработицы на конец отчетного пери­ода, в проц. к ЭАН

2,4

2,3

2,3

2,3

2,2

2,2

2,1

2,1

2,0

Удельный вес трудо­устроенных граждан в общей численности граждан, обратив­шихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, проц.

83,9

84,0

86,0

86,0

86,0

87,0

87,0

87,0

88,0

 

Настоящая Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, органов службы занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности, предотвращению роста напряженности на рынке труда и обеспечивает преемственность программ содействия занятости населения Республики Дагестан.

 

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения

целей и решения задач, описание основных

 ожидаемых конечных результатов

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38, а также указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:

создание дополнительных рабочих мест;

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости без-работных граждан;

создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также для организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

адресная поддержка граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера;

организация обучения (переобучения) безработных граждан по специальностям, востребованным на рынке труда;

содействие трудоустройству незанятых инвалидов;

создание и ведение единой информационной системы развития рынка труда.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформирована государственная программа Республики Дагестан «Содействие занятости населения», целью которой является оказание гражданам содействия в трудоустройстве, повышение их конкурентоспособности на рынке труда и предотвращение роста напряженности на рынке труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

реализация мероприятий по содействию занятости граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости населения в поиске подходящей работы;

актуализация банка вакансий, увеличение в республике количества предприятий, получающих государственные услуги службы занятости;

содействие работодателям, создающим рабочие места, в подборе работников;

повышение мотивации к труду, ориентация граждан на профессии, пользующиеся спросом на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

создание условий для занятости инвалидов и лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, надомным трудом и гибкими формами занятости;

организация социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

оказание психологической поддержки безработным гражданам;

содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов государственной службы занятости населения;

организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

информирование населения о положении на рынке труда.

Для целей мониторинга реализации данных задач будут использоваться следующие показатели:

уровень общей безработицы;

уровень регистрируемой безработицы;

удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения;

удельный вес безработных граждан, ищущих работу восемь и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения;

удельный вес граждан, признанных безработными, в численности безработных граждан, закончивших профессиональное обучение;

удельный вес безработных граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии органов службы занятости населения, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения;

удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой и качеством государственных услуг в области содействия занятости.

Сведения о значениях указанных целевых показателей (индикаторов) Программы приведены в приложении № 1 к Программе.

Состав целевых показателей (индикаторов) Программы сформирован на основе следующих принципов:

максимальная информативность при минимальном количестве показателей;

наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Программы;

регулярность формирования отчетных данных;

применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;

наличие объективных источников информации;

возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.

В перечень включены показатели, характеризующие результативность решения задач Программы, реализуемых на постоянной основе и имеющих количественное выражение. Критерием отбора показателей является отражение качественной характеристики итогов реализации конкретной задачи.

Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы, не включенных в федеральный план статистических работ, приведена в приложении № 4 к Программе.

Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.

Планируемые значения показателей реализации задач Программы определены исходя из предпосылки преодоления финансово-экономического кризиса, стабилизации ситуации в 2013 году и последующего экономического роста и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.

По итогам реализация Программы ожидается достижение следующих результатов:

поддержание социальной стабильности в обществе;

минимизация уровней общей и регистрируемой безработицы;

развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;

развитие трудовой мобильности населения.

Программа будет реализована в один этап, что обеспечит непрерывность и преемственность предусмотренных мероприятий.

Срок реализации Программы: 2014–2020 годы.

 

III. Характеристика основных мероприятий Программы

 

На решение поставленных задач направлены следующие основные мероприятия Программы.

1. Оказание содействия трудоустройству населения

 

1.1. Организация работы по взаимодействию с работодателями,

проведение ярмарок вакансий, учебных и рабочих мест

 

Предполагается, что в органы службы занятости населения ежегодно будет поступать от работодателей информация о примерно 35 тыс. вакансий для трудоустройства на постоянной основе, в том числе на вновь создаваемые рабочие места в рамках реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития. По итогам заполнения заявляемых в органы службы занятости населения вакансий планируется ежегодно трудоустраивать до 30-35 тыс. безработных и незанятых граждан.

Одновременно с этим в целях содействия гражданам в поиске рабочих мест, работодателям – в поиске специалистов, а учебным заведениям – в комплектовании учебных мест будет продолжена работа по проведению ярмарок вакансий, учебных и рабочих мест, мини-ярмарок, встреч-бесед с работодателями.

Проведение ярмарок позволит ежегодно оказывать содействие в трудоустройстве 8-10 тыс. безработных граждан, более 10 тыс. человек будут получать различного рода консультационные услуги. В целом же в           2014-2020 годах планируется провести около 2,6 тыс. ярмарок вакансий.

1.2. Организация проведения общественных работ

 

В целях создания условий для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска работы, дальнейшего развития сферы временной занятости населения, повышения уровня трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, а также сохранения мотивации граждан к труду и оказания гражданам дополнительной материальной поддержки в виде временного заработка органами службы занятости населения планируется привлечение безработных граждан к участию в общественных работах. При этом особое внимание будет уделено расширению видов и объемов общественных работ, обеспечению должного взаимодействия с работодателями на основе заключаемых с ними договоров.

Всего в 2014–2020 годах к общественным работам предусматривается ежегодно привлекать до 25-26 тыс. человек. К основным видам общественных работ следует отнести работы по благоустройству территорий населенных пунктов, ремонту оросительных систем, ремонту внутрихозяйственных дорог, погрузочно-разгрузочные работы, работы по закреплению селей и лавиноопасных участков, озеленению, очистке каналов от грязи, мусора и наслоений, очистке леса от отходов, сухостоя, выполнение лесовосстановительных и лесопосадочных работ, сбор и заготовку лекарственных растений, грибов, ягод, посадку сельскохозяйственных культур, заготовку, погрузку и разгрузку кормов и другие.

 

1.3. Организация временного трудоустройства безработных граждан,

испытывающих трудности в поиске работы

 

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются социально незащищенные категории безработных, что вызывает необходимость обеспечения дополнительных гарантий занятости данной категории граждан, для чего предусматривается организация приоритетного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, при активном участии органов службы занятости населения.

На условиях материальной поддержки за счет средств, поступающих в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, планируется в 2014 году трудоустройство около 4,0 тыс. человек из числа многодетных и одиноких родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и других. Кроме того, будет продолжена работа по трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на условиях их материальной поддержки за счет бюджетных средств. В целом до 2020 года планируется трудоустроить на указанных условиях около          31 тыс. человек.

 

1.4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних

граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

 

Органами службы занятости населения запланировано принятие мер по обеспечению временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, что не только обеспечит временную занятость подростков, но и приобщит учащихся к труду, позволит им получить профессиональные навыки и приобрести опыт корпоративного взаимодействия. Кроме того, проводимые мероприятия являются важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником получения информации о сфере трудовых отношений.

Всего в 2014–2020 годах к временным работам предусматривается привлечь до 112 тыс. несовершеннолетних граждан. В основном подростки при содействии органов службы занятости населения будут трудоустраиваться на работах по ремонту и приведению в порядок школьных помещений, инвентаря, учебников, благоустройству и озеленению территорий населенных пунктов и уборке их от мусора, на сельскохозяйственные работы (сенокос, уборка различных видов сельхозкультур), приведению в порядок, мелкому ремонту и покраске спортзалов и инвентаря детских юношеских спортивных школ республики, детских площадок, стадионов, подсобно-вспомогательных работах по мелкому ремонту помещений, благоустройству и уборке территорий учреждений социального обслуживания населения, уходу за зелеными насаждениями.

 

1.5. Организация временного трудоустройства безработных граждан

в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных

учреждений начального и среднего профессионального

образования, ищущих работу впервые

 

Одним из направлений деятельности органов службы занятости населения в части трудоустройства молодежи, вступающей в рабочий возраст, которому планируется уделить особое внимание, является трудоустройство безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, на временные рабочие места, позволяющее приобрести профессиональные знания, а по возможности – и постоянное место работы.

Так, в целях обеспечения занятости, расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи, повышения конкурентоспособности на рынке труда и приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, адаптации ее к работе в условиях трудового коллектива в           2014–2020 годах по указанному направлению предусматривается трудоустроить около 4,5 тыс. безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, в том числе в 2014 году – 500 человек.

К основным профессиям и специальностям, по которым предполагается осуществлять временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, можно отнести следующие: делопроизводитель, оператор ЭВМ, бухгалтер, медицинская сестра, слесарь-ремонтник, контролер-кассир, повар, водитель и другие.

1.6. Развитие предпринимательской инициативы безработных граждан

 

В целях увеличения возможностей занятости безработных граждан путем развития предпринимательской деятельности органами службы занятости населения оказывается государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан.

Основными направлениями поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан со стороны государственной службы занятости населения являются:

оказание консультационных, профориентационных, юридических услуг незанятым гражданам в целях определения возможностей и эффективной деятельности в качестве предпринимателей;

организационная поддержка на стадии становления и развития собственного дела, помощь в составлении бизнес-планов;

профессиональное обучение по специальностям, позволяющим безработному организовать собственное дело, заняться индивидуальной трудовой деятельностью.

К приоритетным направлениям самозанятости, актуальным в республике, относятся изготовление и реализация изделий народных художественных промыслов, выпечка и реализация хлебобулочных изделий. В сельской местности основными направлениями являются открытие собственного дела по откорму и реализации крупного и мелкого рогатого скота, птицы, консервированию и реализации сельскохозяйственной продукции, производству молочной продукции, пчеловодству и другим направлениям.

Безработным гражданам и гражданам, прошедшим профессиональное обучение по направлению органов государственной службы занятости населения, при их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства предполагается предоставление единовременной финансовой помощи (субсидии).

Данная выплата предоставляется безработным гражданам, имеющим право на получение пособия по безработице и изъявившим желание организовать предпринимательскую деятельность, при условии положительной оценки технико-экономического обоснования (бизнес-плана) после государственной регистрации гражданином предпринимательской деятельности в установленном порядке. В приоритетном порядке единовременная финансовая помощь (субсидия) предоставляется безработным гражданам, длительное время состоящим на учете в центре занятости населения. Предоставление указанной единовременной финансовой помощи (субсидии) осуществляется по безналичному расчету на безвозмездной и безвозвратной основе на основании договора между центром занятости населения в муниципальном образовании и безработным гражданином.

При этом в отношении получателей единовременной финансовой помощи (субсидии), зарегистрировавших собственное дело, будет обеспечиваться выполнение требований статьи 8 Федерального закона от      24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части ведения реестра получателей указанной помощи. Формирование данных о получателях единовременной финансовой помощи (субсидии) на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий – получателей государственной поддержки и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющей исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.

Эффективность реализации данного мероприятия выразится в обеспечении самозанятости безработных граждан за счет создания своего рабочего места, повышении уровня занятости населения и налогооблагаемой базы муниципальных образований. В рамках открытия собственного дела в 2014–2020 годах предполагается создать свыше 8 тыс. рабочих мест.

2. Развитие качества рабочей силы и системы профессионального обучения

 

2.1. Организация профессиональной ориентации граждан в целях

выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения

 

В рамках дальнейшего развития профессиональной ориентации в службе занятости республики в 2014–2020 годах планируется проведение:

информирования населения о потребностях хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, социально-экономических условиях трудовой деятельности и вакантных рабочих местах, возможности профессионального обучения и повышения квалификации;

профессиональной ориентации безработных граждан (до 111 тыс. человек) с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении и выборе варианта занятости с учетом их интересов, принятии осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессионального отбора с целью определения степени профессиональной пригодности безработных граждан к конкретной профессии, предоставления рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности на основе результатов психодиагностики, тестирования.

 

2.2. Организация профессионального обучения

и дополнительного образования безработных граждан

 

В целях предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан предусматривается:

привлечение на договорной основе работодателей к организации профобучения безработных граждан непосредственно на производстве с целью решения задач трудоустройства;

мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочем месте граждан, прошедших обучение на условиях гарантированного трудоустройства или последующей самостоятельной занятости в течение трех, шести и двенадцати месяцев.

При организации профессионального обучения безработных граждан различных категорий будут соблюдаться следующие приоритеты:

для граждан из числа выпускников общеобразовательных учреждений – ориентация на прохождение профобучения по рабочим специальностям на учебно-производственной базе и рабочих местах предприятий;

для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, – обучение профессиям (специальностям), востребованным в сфере предпринимательской деятельности, с ориентацией на открытие собственного дела с учетом национальных и культурных традиций;

для инвалидов – обучение профессиям, выполнению отдельных видов работ с учетом их психологического состояния, медицинских показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний.

Из общей численности безработных граждан ориентировочно до 30 процентов будут направлены на обучение под конкретные рабочие места и 70 процентов – на условиях самостоятельного трудоустройства и самозанятости.

Ожидается, что наибольшим спросом на рынке труда будут пользоваться следующие профессии (специальности): оператор ЭВМ, водитель, портной, закройщик, швея, вязальщица текстильно-галантерейных изделий, вышивальщица (ручная и машинная вышивка), парикмахер, повар, кондитер, электрогазосварщик, газосварщик, каменщик, слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, слесарь-сантехник, облицовщик-плиточник, электромонтер, столяр, плотник, автомеханик, кровельщик и другие.

Предполагается, что в учебную базу войдут учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовые и учебно-производственные комбинаты, образовательные подразделения промышленных предприятий, осуществляющие обучение на ученических рабочих местах.

В целях развития качества рабочей силы и содействия повышению квалификации кадров на предприятиях планируется:

изучение потребности крупных промышленных предприятий в целях профессионального обучения безработных граждан под конкретные рабочие места;

организация профессионального обучения безработных граждан за счет бюджетных средств на крупных промышленных предприятиях с целью заполнения имеющихся у них вакансий;

создание банка данных учебно-производственной базы в разрезе предприятий, специальностей и учебных мест.

Всего в 2014–2020 годах органами службы занятости планируется направить на профессиональное обучение около 45 тыс. безработных граждан, в том числе в 2014 году – 6,6 тыс. человек, в 2015 году – 6,8 тыс. человек.

 

2.3. Организация профессиональной подготовки, переподготовки

и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу

 за ребенком до достижения им возраста трех лет

 

Одна из главных проблем для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, – длительный перерыв в работе, который часто приводит к потере квалификации. При этом долгое отсутствие на рабочем месте чревато понижением статуса в профессиональной среде, так как за указанное время могут измениться условия труда и функциональные обязанности.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта или документа, его заменяющего, копии документа, подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и свидетельства о рождении ребенка.

Предоставление в 2012 году органами службы занятости населения 30 женщинам указанной категории, планирующим выйти на работу, возможности пройти профессиональное обучение (повышение квалификации, переподготовку) способствовало не только расширению сферы трудовой деятельности, тем самым обеспечению повышения конкурентоспособности, но и трудовой адаптации женщин на прежнем рабочем месте.

Мероприятие реализуется путем:

информирования работодателей и женщин указанной категории о возможностях прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (размещение информации в средствах массовой информации, на стендах в центрах занятости населения, на предприятиях и в организациях республики);

разработки и тиражирования справочно-информационных материалов, буклетов;

проведения специалистами центров занятости населения квалифицированного отбора женщин, планирующих пройти переподготовку;

осуществления профориентационного сопровождения процесса профессионального отбора;

организации профессионального обучения на учебно-производственных базах предприятий (организаций) и в образовательных учреждениях профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям с сохранением трудовых отношений.

В рамках реализации Программы органами государственной службы занятости населения планируется направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 300 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

 

2.4. Психологическая поддержка безработных граждан

и их социальной адаптации на рынке труда

 

Предоставление государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан направлено на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, поднятия самооценки, тем самым повышения конкурентоспособности и адаптированности на современном рынке труда.

Направлениями развития профессиональной ориентации, социальной адаптации и оказания государственной услуги по психологической поддержке безработным гражданам (далее – психологическая поддержка) в службе занятости республики в 2014–2020 годах будут:

осуществление в приоритетном порядке профессиональной ориентации граждан, проблемы трудоустройства которых решаются особенно сложно, – безработных граждан, длительно неработающих, женщин, инвалидов, молодежи;

оказание населению превентивных профориентационных услуг через средства массовой информации.

Учитывая социальную значимость проблемы занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования, будут проводиться мероприятия, направленные на:

вовлечение выпускников учреждений профессионального образования в программы социальной адаптации, в том числе в рамках «Клубов ищущих работу», обучение их навыкам эффективного поведения на рынке труда;

развитие партнерских отношений с различными структурами, заинтересованными в решении проблем занятости молодежи, в том числе выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

совершенствование технологии работы специалистов службы занятости с различными категориями выпускников в целях информирования их о положении на рынке труда, имеющихся вакансиях;

уменьшение доли случайности в решении вопросов профессионального самоопределения выпускников.

В целях реализации вышеизложенного планируется:

увеличение численности учащихся выпускных классов общеобразовательных школ, охватываемых профориентационными услугами, в том числе воспитанников детских домов, домов-интернатов, специальных учреждений;

предоставление учащимся профессиональной информации в виде групповых занятий и индивидуальных консультаций о перспективах развития рынка труда, профессиях, пользующихся спросом у работодателей, многообразии профессий, правилах их выбора.

Предоставление государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда оказывается в целях обеспечения подготовки безработных граждан к активным действиям на рынке труда, выработки активной жизненной позиции, составления индивидуального плана поиска работы, обучения навыкам активного, самостоятельного поиска работы, определения целей и пути поиска работы, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду. При формировании групп по социальной адаптации проводится профилирование безработных граждан, обязательно учитываются категории граждан, возрастные критерии, образовательный уровень и период безработицы. Прежде всего это организация коллективных форм работы с гражданами, длительно состоящими на учете, с использованием различных методик, применяемых при самостоятельном поиске работы, а также социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в «Клубах ищущих работу». Планируется функционирование указанных клубов во всех городах республики, причем используемые ими методики психологической поддержки граждан будут доводиться до специалистов – профконсультантов центров занятости, в том числе расположенных в сельской местности.

Кроме того, для выпускников начального и среднего профессионального образования планируется реализация программы «Первое рабочее место», позволяющей молодому специалисту при содействии органов службы занятости закрепиться на рабочем месте.

Предусматривается, что в 2014–2020 годах услуги по психологической поддержке и социальной адаптации смогут получить до 40,7 тыс. граждан.

3. Трудовая миграция населения

3.1. Регулирование внутренней миграции

 

В условиях отсутствия в республике достаточного количества вакансий и свободных рабочих мест деятельность органов государственной службы занятости населения Республики Дагестан будет направлена на обеспечение регулярного обмена сведениями о свободных рабочих местах и вакантных должностях с органами государственной службы занятости населения в субъектах Российской Федерации, эффективное их использование в целях увеличения численности направляемых за пределы республики в порядке организованного набора безработных и незанятых граждан.

В порядке территориальной мобильности в 2014-2020 годах в другой местности планируется трудоустроить, в основном по сельскохозяйственным профессиям, более 80 тыс. безработных граждан и граждан, ищущих работу, на временные, сезонные работы по предприятиям всех форм собственности.

В 2014–2020 годах деятельность органов государственной службы занятости населения республики будет направлена на расширение числа субъектов Российской Федерации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве по трудоустройству безработных и незанятых граждан, проживающих в республике, использование общероссийского информационного ресурса, в том числе информационного портала «Работа в России», обеспечение регулярного обмена сведениями о свободных рабочих местах и вакантных должностях с органами службы занятости населения в субъектах Российской Федерации, эффективное их использование в целях увеличения численности направляемых за пределы республики в порядке организованного набора безработных и незанятых граждан.

Организация трудоустройства граждан в рамках переезда в другую местность будет осуществляться на основании договоров, заключенных по предварительной договоренности между центрами занятости населения в муниципальных образованиях республики и работодателями. Указанная работа также будет проводиться в тесном сотрудничестве с представительствами Республики Дагестан и органами службы занятости населения в субъектах Российской Федерации.

Безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости предусматривается оказание финансовой поддержки, которая позволит снять определенную нагрузку с граждан при обустройстве на новом месте и их закреплении на предприятии.

В 2014-2020 годах предусматривается оказать адресную поддержку для переезда в другую местность свыше 900 гражданам для трудоустройства на рабочие места временного и постоянного характера в рамках данного мероприятия.

3.2. Регулирование внешней миграции

 

В целях координации деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления по подготовке предложений по определению квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Дагестан функционирует Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Республике Дагестан созданная постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 сентября 2004 г. № 232.

В результате работы по изучению возможностей использования трудовых ресурсов республики для замещения рабочих мест, на которые работодателями предполагается привлечение иностранных работников, и в соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Республике Дагестан (протокол от 9 июля 2013 г. № 1АК) из 2 980 рабочих мест, включенных в заявки работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы на 2014 год, в предложения по объему квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Дагестан на 2014 год ввиду отсутствия специалистов соответствующей квалификации по отдельным профессиям (в основном по техническим специальностям), включено всего 1 633 рабочих места (в том числе для привлечения иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда – 1 033 места, из стран с безвизовым режимом въезда – 600 мест).

Мероприятия по организации привлечения иностранной рабочей силы в 2014–2020 годах будут включать:

анализ численности зарегистрированных безработных граждан, имеющих профессии, специальности, по которым предполагается привлечение и использование иностранной рабочей силы;

выдачу заключений о привлечении и использовании иностранных работников, подготавливаемых с учетом приоритетного использования трудовых ресурсов (рабочей силы) города (района).

 

4. Обеспечение занятости населения в сельской местности

 

В целях развития самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности безработных граждан, зарегистрированных в сельской местности, планируется проведение ряда мероприятий. При этом основными направлениями поддержки самозанятости и предпринимательства со стороны органов службы занятости населения выступят:

консультирование и профориентация незанятых граждан в целях определения возможностей и эффективной деятельности в качестве предпринимателей;

направление безработных граждан на профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности;

сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства.

Приоритетным направлением в обеспечении занятости сельского населения в условиях крайнего дефицита постоянных рабочих мест является организация общественных работ в сельскохозяйственной отрасли, а именно привлечение безработных граждан к сезонным сельхозработам. Это посадка, уборка сельскохозяйственных культур, сенокос, закладка и уход за садами и виноградниками, сортировка и консервирование плодоовощной продукции.

Участие безработных граждан в сезонных сельскохозяйственных работах планируется обеспечивать ежегодно по различным направлениям уборки сельскохозяйственных культур. Так, в июне-июле основные виды работ, на которых будет использоваться труд безработных, – это сбор черешни, клубники, абрикосов, персиков, ранних сортов огурцов и томатов, в августе – сбор овощей, в том числе капусты, лука, моркови, в сентябре – сбор яблок, груш, дикорастущих трав, шиповника. С конца сентября труд безработных будет активно использоваться в уборке винограда.

 

5. Социальная поддержка безработных граждан

 

Составной частью социальной политики занятости является оказание материальной поддержки гражданам в период их вынужденной безработицы в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Безработным гражданам, соблюдающим требования законодательства о занятости населения, гарантируется:

выплата пособия по безработице на время поиска подходящей работы в установленные законодательством сроки и периоды безработицы;

оказание материальной помощи безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы и потерявшим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, в том числе выплата стипендии за период профессионального обучения безработных граждан, направленных службой занятости населения;

выплата пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно.

 

6. Осуществление деятельности по организации направления

граждан на альтернативную гражданскую службу

 

Для подготовки перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы, предполагается ежегодный анализ наличия в организациях, подведомственных республиканским органам исполнительной власти, рабочих мест, которые могут быть заняты гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу и организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы.

В целях обеспечения участия представителей органов службы занятости населения в призывных комиссиях по вопросам альтернативной гражданской службы предусматривается включение в Республиканскую призывную комиссию должностных лиц Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (далее – Минтруд РД). Кроме того, во все функционирующие в муниципальных образованиях республики призывные комиссии в целях участия в работе по рассмотрению заявлений граждан о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, принятию решений о направлении граждан на альтернативную гражданскую службу будут включаться работники центров занятости населения.

Предусматривается мониторинг наличия и соответствия установленным требованиям рабочих мест в организациях, включенных в перечень организаций, где будет проходить альтернативная гражданская служба.

При невозможности направления граждан на альтернативную гражданскую службу за пределы республики предусматривается внесение предложений в Федеральную службу по труду и занятости о направлении их (граждан) на альтернативную гражданскую службу на территории республики.

 

7. Информирование населения и работодателей

о положении на рынке труда

 

Тенденции развития рынка труда создают возможности для самостоятельного поиска работы населением без обращения в службу занятости. При этом широкое информирование граждан и работодателей о возможности трудоустройства и наличии свободных рабочих мест, перспективах трудоустройства и обучения только способствует развитию рынка труда.

В целях оперативного реагирования на изменения конъюнктуры в сфере занятости, формирования системы информационной поддержки государственной политики занятости предусматривается:

мониторинг состояния рынка труда;

распространение передового опыта регионов по вопросам содействия занятости.

На сайте Минтруда РД (www.dagmintrud.ru) в разделе «Занятость населения» имеются общие сведения о центрах занятости населения, приведены реестры государственных услуг, режим работы и часы приема граждан. В центрах занятости населения функционируют информационные терминалы, содержащие справочно-информационные и поисковые системы. Имеется выход на портал «Работа в России».

Мероприятия, проводимые Минтрудом РД, также освещаются телевидением и республиканским информационным агентством «Дагестан».

Помимо использования печатных и электронных средств массовой информации работа по информированию населения осуществляется посредством оформления стендов и размещения на них информации о месте расположения центра занятости населения, режиме работы, номерах телефонов работников, участвующих в оказании государственных услуг, схемы их размещения, реестра государственных услуг, оказываемых службой занятости населения, перечня документов, порядка обжалования решения, действий (бездействия) органов, участвующих в оказании государственной услуги, их должностных лиц и работников, а также изготавливаются информационные буклеты и брошюры. Кроме того, центрами занятости населения оказываются консультативные услуги по телефону «горячей линии», номера телефонов «горячей линии» размещены на сайте Минтруда РД, опубликованы в республиканских и местных печатных средствах массовой информации.

 

8. Развитие структуры службы занятости населения,

внедрение информационных технологий

 

В настоящее время структура органов службы занятости населения включает в себя 52 центра занятости населения, в том числе 42 центра, функционирующих на территории районов, два филиала центров занятости Дербентского и Новолакского районов, 10 центров, расположенных в городах республики, что полностью соответствует административно-территориальному делению региона.

В целях обеспечения доступности для населения полного комплекса услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости, предполагается организация работы 18 мобильных офисов центров занятости населения (далее – мобильный центр занятости населения).

Посетитель мобильного центра занятости населения получит возможность:

пройти у инспекторов по профконсультированию и профобучению тестирование по вопросам профориентации, тренинг по развитию коммуникативных навыков, направленный на социально-психологическую адаптацию людей, ищущих работу;

получить у инспектора центра занятости квалифицированную помощь в организации предпринимательской деятельности, ознакомиться с нормативными и методическими материалами по этому вопросу, получить консультацию по правовым вопросам;

проконсультироваться у инспектора по профобучению, по каким профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, можно пройти профессиональное обучение. По окончании приема получатель услуг имеет возможность получить компьютерную распечатку с требуемой информацией, вплоть до направления на трудоустройство, что позволит ему сразу приступить к поиску работы.

При содействии мобильных центров занятости населения жители даже самых отдаленных районов республики будут иметь возможность найти работу. Мобильные центры позволят проводить выездные мероприятия по профессиональной ориентации, социальной адаптации, психологической поддержке, трудоустройству, консультации по вопросам законодательства.

По состоянию на 1 сентября 2013 года в состав средств вычислительной техники службы занятости населения Республики Дагестан входит               895 рабочих станций, 52 переносных портативных компьютера (ноутбука) и 52 сервера.

В качестве системы электронной связи в центрах занятости населения используется связь по сети «Интернет» со всеми 52 центрами. Для защиты информации при передаче по сети «Интернет» на серверах в центрах занятости населения установлена программа VipNet Coordinator.

В рамках повышения эффективности предоставляемых услуг предусматриваются:

оказание государственных услуг, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров и других информационно-телекоммуникационных технологий, включая обеспечение электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями;

обновление парка компьютерной техники в службе занятости населения республики – 400 единиц техники типа Pentium IV 2800 MHz, введенных в эксплуатацию в 2004-2005 годах;

развитие сайта Минтруда РД, наполнение его информацией об услугах государственной службы занятости населения Республики Дагестан в сфере содействия занятости населения, более полного информирования населения о деятельности органов службы занятости;

поддержка работоспособности локально-вычислительных сетей, системы оперативной электронной связи, системных и прикладных программ в Минтруде РД, центрах занятости населения (весь период реализации Программы);

развитие каналов связи и телекоммуникаций и увеличение пропускной способности сети передачи данных в Минтруде РД и центрах занятости населения;

создание видеоконференц-связи между Минтрудом РД, центрами занятости населения и Федеральной службой по труду и занятости;

сопровождение и эксплуатация программного обеспечения бухгалтерского учета (ППП «Парус-Бюджет») и сводной отчетности «Парус-WEB-своды» в 52 центрах занятости населения (весь период реализации Программы);

сопровождение и эксплуатация программного обеспечения обслуживания безработных граждан в 52 центрах занятости населения.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 2 к Программе.

 

 

IV. Обоснование объема финансовых ресурсов,

необходимых для реализации Программы

 

Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства, поступающие в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов (финансирование мероприятий по социальной поддержке безработных граждан) и республиканского бюджета Республики Дагестан (финансирование мероприятий по содействию занятости населения и содержанию органов службы занятости Республики Дагестан). Объемы финансирования по каждому виду расходов с разбивкой по годам на период действия Программы будут уточняться с учетом бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.

Кроме того, на реализацию мероприятий активной политики занятости населения также планируется привлекать собственные средства работодателей, что должно обеспечить согласованность и комплексность решения отраслевых и территориальных задач в сфере занятости.

Общий объем финансирования Программы составит 6 172 034 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

поступающих в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов – 4 055 290 тыс. рублей,

республиканского бюджета Республики Дагестан – 2 116 744,0. тыс. рублей.

Указанный объем финансовых ресурсов на 2014–2020 годы определен на основе параметров республиканского бюджета Республики Дагестан на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов, на период 2016–2020 годов рассчитан исходя из прогнозной численности граждан, обращающихся за предоставлением государственных услуг в органы службы занятости населения, а также нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. № 415н.

Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:

реализация мероприятий активной политики занятости населения (за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан);

осуществление социальных выплат безработным гражданам (за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации);

мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда (за счет средств, предусмотренных на выполнение государственных функций центральному аппарату, и средств, поступающих в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на проведение регулярных опросов граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг в центры занятости населения).

Расчет объема средств на осуществление социальных выплат безработным гражданам осуществлен исходя из среднего размера социальных выплат безработным гражданам, сложившегося в 2012 году, прогнозной численности зарегистрированных безработных граждан, сценарных условий прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года и Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

При планировании ресурсного обеспечения учитывались ситуация в финансово-бюджетной сфере, высокая экономическая, политическая и финансовая значимость проблемы содействия занятости населения, а также возможности и механизмы ее решения за счет средств консолидированного бюджета.

Ресурсное обеспечение, осуществляемое за счет средств, поступающих в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, и республиканского бюджета Республики Дагестан, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы.

Информация о ресурсном обеспечении основных мероприятий Программы приведена в приложении № 3 к Программе.

 

 

V. Анализ рисков реализации Программы и описание мер

управления рисками реализации Программы

 

Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера.

В связи с закреплением с 2012 года за субъектами Российской Федерации полномочий по реализации мероприятий активной политики занятости населения, а также материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов службы занятости основными рисками реализации Программы являются финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан, а также отсутствием финансирования из федерального бюджета.

Преодоление указанных рисков возможно при условии достаточного и своевременного финансирования упомянутых мероприятий из федерального и республиканского бюджетов.

Кроме того, существуют макроэкономические и организационные риски реализации Программы.

Макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы.

Преодоление макроэкономических рисков возможно путем реализации антикризисных мер, предусматривающих выделение дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий активной политики занятости населения.

Организационные риски: несвоевременное, поспешное и(или) недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов Республики Дагестан; недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров. Преодоление рисков возможно путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.

 

VI. Методика оценки эффективности Программы

 

Методика оценки эффективности Программы включает:

оценку степени достижения целей и решения задач Программы;

оценку степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств консолидированного бюджета;

оценку степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.

Оценка степени достижения целей и решения задач Программы определяется по следующей формуле:

 

, где

 

ЦП – степень достижения цели (решения задачи) Программы;

 – степень достижения целевого значения по i-ому индикатору (показателю) Программы;

i – количество показателей достижения цели (решения задачи) Программы.

Значение ЦП, превышающее 100 проц., свидетельствует о высокой степени эффективности реализации Программы.

Степень достижения целевого значения по i-ому индикатору (показателю) Программы определяется по следующим формулам:

а) для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений (пункты 3, 6 и 7 таблицы в приложении № 1):

 

, где

 

 – фактическое значение i-ого индикатора (показателя) Программы,

 – плановое значение i-ого индикатора (показателя) Программы, предусмотренное приложением № 1 к Программе;

б) для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений (пункты 1, 2 и 5 таблицы в приложении № 1):

 

 

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств консолидированного бюджета определяется по следующей формуле:

 

, где

 

 – уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы,

 – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы,

 – плановый объем финансовых ресурсов на реализацию Программы на соответствующий отчетный период, предусмотренный приложением № 3 к Программе.

Степень реализации мероприятий Программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) определяется на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий Программы по годам.



Начало активности (дата): 04.12.2013

← Назад к списку новостей